Темы: Мировоззрение, Психология, Упование на Всевышнего, Страх, Вера, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Скажите, пожалуйста, как уменьшить стресс по поводу неизвестного? И почему людям свойственно делать покупки в одних и тех же магазинах, общаться с одними и теми же друзьями, пробовать и готовить привычные и известные нам блюда? Почему многих пугает что-то новое? Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Вы делаете весьма интересное и важное наблюдение. Попробуем понять, почему многих пугает новое, неизвестность.
Новое пугает — или манит?
Но сначала следует обратить внимание и на противоположный феномен: людям вдруг наскучивает существующее положение вещей и хочется чего-то нового. В тех же сферах, что Вы упомянули: надоела одна и та же еда, хочу разнообразить, попробовать новый рецепт, новый ресторан, новый магазин. Завести новое знакомство.
Причем, во всех этих случаях «новое» далеко не всегда однозначно «лучше старого». Прежняя еда может быть вкуснее или ароматнее новой — а вот надоела, хочу по-другому, поэкспериментировать. По той же логике кому-то может надоесть классика, и он захочет переключиться на поп и рок.
Эти противоположные стремления могут проявляться у одного и того же человека: то он удовлетворен тем, что есть, то ему начинает чего-то не хватать, жаждет перемены. А могут и у разных людей: один в целом предпочитает, чтобы все было в привычном русле, и может чуть ли не всю жизнь прожить в одной квартире или проработать на одном и том же месте — а чего менять, если все хорошо/в порядке/терпимо? А другой постоянно экспериментирует и меняет обстановку, переезжает, переходит на другую работу, каждый раз находя причины для недовольства существующим положением или доводы, почему новое будет лучше. Или просто говорит: скучно ему засиживаться.
Так и на уровне общества: в каждом есть свои реформаторы, которые выступают за преобразования, желая исправить недостатки системы. Даже если все функционирует сносно, все равно можно что-то улучшить, решить какую-то проблему. Ну, или просто сменить декорации и витрины, перекрасить все автобусы в другой цвет, чтобы выглядели «по-новому». А есть и консерваторы, которые опасаются: идеала все равно не будет, а вот испортить можно, даже если решишь одну проблему, вместо нее получишь другую, а то и несколько. В существующем положении вещей есть и немало достоинств, зачем рисковать их потерей? А на перекрашивание, вообще, зачем тратить деньги? В каждом обществе и на каждом этапе истории свой контекст, но всегда найдутся те, кто жаждет перемен, и те, кто их чурается.
А что происходит на практике?
Сохранить нельзя реформировать
На практике наблюдается цикличность. В каждой стране, да и в мире, бывают эпохи стабильности, долгосрочного господства одной системы, одного уклада жизни, одних вкусов в культуре и искусстве. А бывают этапы революционного слома, когда вдруг все меняется, прежняя система рушится, прежние обычаи и культурные установки отвергаются и им на смену приходят новые.
При этом каждый этап может нравиться одним и не нравиться другим. Кому нравится эпоха стабильности, так ее и называет, а кому не нравится, может назвать ее «застоем». Кому-то нравятся реформы и революции, а кому-то не нравятся, и он может назвать их «ломками», «переворотами».
В то же время, что бы люди ни думали, по большому счету цикличность представляется неизбежной, обе фазы. Революционные сломы обычно случаются не просто так, а потому что назрели. Предыдущая система исчерпала себя, прогнила, накопились неразрешимые в ее рамках противоречия. В то же время, если радикальные перемены будут происходить каждый день, жизнь станет невозможной, она может протекать только в каких-то установленных формах, для ее налаживания требуется предсказуемость.
И получается, что нужны оба типа людей: и консерваторы, и новаторы. Если отдать всю власть навсегда консерваторам, то все быстро заморозится и окостенеет. А если реформаторам, то все будет сломано и воцарится перманентный хаос. Поэтому на практике происходит постоянное противостояние этих сил, то одни возьмут верх, то другие, и в целом поддерживается нужный баланс. То поворотом руля немного влево, то немного вправо, а то — более резкими зигзагами. Жизнь, с одной стороны, стабильна и постоянна, с другой, непрерывно меняется.
В жизни каждого человека тоже есть свои эпохи стабильности и перемен. Многие этапы неизбежны. Например, сначала надо учиться в школе — причем в процессе учебы без необходимости лучше школу не менять. Но потом, окончив школу, НАДО ее покинуть и идти в ВУЗ. Хотя это совсем другая жизнь, другой распорядок дня, другие требования, нагрузки и т. д. А потом надо и его окончить и идти работать. Ребенок сначала должен жить и воспитываться в родительском доме, а потом покидать его и начинать самостоятельную жизнь, жениться, заводить детей. Этапы взрослой жизни уже не так четко расписаны, но каждому временами приходится решать, оставлять ли все по-прежнему — место жительства, работу — или что-то менять.
Получается, что и в жизни каждого человека нужны оба стремления. Если бы не «новатор», сидящий в каждом из нас, человек бы захотел на всю жизнь остаться в школе! А то и в детском саду. Или хотя бы на одной работе, даже когда объективно надо ее менять. И не захотел бы покидать родительский дом. И жениться. И заводить детей. Ведь каждый из этих этапов — новая жизнь. Страшно, я такого еще никогда не делал, кто знает, как сложится. А к нынешней жизни я уже привык, знаю, что могу справиться, ну и зачем менять? Поэтому в каждом человеке должен сидеть «новатор», который находит все эти новшества не страшными, а интересными, интригующими, освежающими. Но и «консерватор» тоже: иначе никто бы не окончил толком школу, каждый мотался бы по миру, нигде не оседая, менял бы жен, как перчатки, не довел бы до конца ни одного начатого дела.
Так что человек не может реализоваться и полноценно прожить свою жизнь без обоих стремлений, которые уравновешивают друг друга.
Король умер — да здравствует король!
Попробуем копнуть дальше.
Какими качествами должен обладать человек?
Помимо общепризнанного набора положительных качеств, каждому нужны те, что помогут ему исполнить свою роль в жизни. Ученому нужны одни качества, бизнесмену другие, полицейскому третьи.
А где человек должен жить? Какой распорядок дня соблюдать? Чем питаться? С кем общаться?
Опять же, ответы на эти вопросы часто зависят от роли данного человека. Моряк, дипломат или гастролирующий по всему миру музыкант, который сегодня здесь, а завтра там, не может каждый день спать в одной и той же постели, общаться с одними и теми же людьми. Другим, наоборот, приходится каждый день проделывать один и тот же путь из дома на работу, проводить там целый день, та же семья, те же коллеги.
Так что для разных ролей нужны разные качества, а также в целом разные наборы обстоятельств. Все это — инструменты для выполнения роли. В идеале, если человек правильно определил свою роль, все эти инструменты должны ему подходить: ему должен быть удобен, а то и откровенно нравиться именно такой распорядок дня, такая еда и такие собеседники.
Но ведь в самой жизни бывают разные этапы. На которых человек, получается, играет разные роли. Смена работы, продвижение по службе, женитьба, рождение детей — все это смена ролей.
А смена роли требует и смены инструментов. Надо оставить старые и взять новые. Помимо самого типа деятельности, возможно, придется сменить обстановку, распорядок дня, круг общения.
Но ведь все это — составляющие его жизни. Жизнь — это то, что человек делает, то, что он видит и слышит, то, чем он питается, те, с кем общается. И получается, что при смене роли приходится, в той или иной мере, оставить ту жизнь в прошлом и начать жить новой жизнью. Стать другим человеком.
То есть, по сути… УМЕРЕТЬ.
Чтобы заново РОДИТЬСЯ.
Вот почему мы испытываем страх перед новым — это срабатывает инстинкт самосохранения. Человек чувствует, что любое новшество — даже новая еда или покупка в новом магазине — это потенциально та или иная степень «смерти». «Расставанье — маленькая смерть». Нынешняя жизнь — это все, что я делаю сейчас, все аспекты бытия. Эта работа и эти магазины, и эти собеседники. Отказаться от привычного — значит, в той или иной мере, завершить нынешнюю жизнь и начать какую-то новую.
Но пришло ли время? Ведь любую жизнь прежде, чем окончить, надо прожить до конца. Завершить исполнение той роли. Может быть, помирать нам рановато, есть у нас еще в ЭТОМ доме дела? Да и новая жизнь — кто знает, какой она еще будет? Такой ли приятной будет роль? Справлюсь ли? Выживу?
В этом функция консерватизма в человеке и в обществе: обеспечивать завершенность каждого этапа жизни. Предохранять от преждевременной смены эпох, от преждевременной революционной ломки.
От преждевременной смерти.
А функция новаторства — тоже предохранять от своего рода смерти — задержки своевременного начала новой жизни: тогда уже не перемена, а наоборот, промедление смерти подобно. Ведь новую роль тоже надо сыграть. А чтобы человек все-таки не боялся перемены, он должен также чувствовать, что за «мини-смертью» последует «мини-рождение»: свежесть, новые возможности, «прекрасное далеко».
Так что оба противоположных стремления весьма важны и в совокупности обеспечивают и законченность каждого этапа жизни, и своевременную смену этапов.
С Б-гом навстречу неизвестному
Получается, что стресс по поводу неизвестного — это на самом деле волнение о том, что будет после смерти — самого страшного на свете неизвестного.
Как с этим бороться?
Если не очень принципиально вносить изменения, можно и не бороться. Если нравится еда, зачем обязательно менять меню? Нравится общаться именно с этим человеком — ну и общайтесь на здоровье, старый друг лучше новых двух. В другом магазине дешевле — решайте, что Вам важнее: привычная рутина или такая-то сэкономленная сумма.
А если перемена важна — новая жена, новая работа, новый важный контакт и т. п., — то тут надо внушать себе мысли о свежем ветре, о новых возможностях и перспективах. Стараться увлечься новым делом, обрадоваться новому инструменту, как ребенок новой игрушке. Ух ты, сейчас вот как смогу!
Если же в целом беспокоит, что будет дальше в жизни: ведь будущее даже при стабильности покрыто «мраком неизвестности», то тут надо стараться полагаться на Б-га, Который организовал нашу жизнь и дал каждому из нас определенную роль. Он знает, сколько должен продлиться каждый этап нашей жизни, когда он должен закончиться, и когда должен начаться следующий. Поэтому в нужный момент мы получим от Него — от «жизни» — сигналы о том, что следует изменить курс и поменять роль. А также помощь в переходе от старой жизни к новой: новые инструменты, новое увлечение. А пока не настало время меняться, надо продолжать нынешнее дело, довести его до конца, наслаждаться достоинствами этой роли и всеми ее инструментами.
Самым коренным переломом в истории еврейского народа был Исход из Египта. Из рабства на свободу! Кто может возражать?
И, все же, возражающие нашлись! Мудрецы говорят, четыре пятых народа! А о тех, кто согласился пойти за Моше, Б-г потом сказал: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2:2). Оставить привычный образ жизни и насиженное место и отправиться в пустыню, в неизвестность, было трудно, даже когда туда вел сам Моше под руководством Б-га. И на разных этапах того пути у некоторых снова и снова возникала мысль: а может быть, все-таки лучше вернуться? В Египте была стабильная жизнь, еда, а здесь в пустыне — опасность, непредсказуемость. Даже когда Б-г явным образом защищает и кормит Небесным хлебом.
Так что по-настоящему непросто сохранять в таких ситуациях спокойствие и уверенно идти вперед. Но можно увлечься и загореться, «влюбиться», как невеста, — это поможет решиться на первый шаг, на смелый рывок. А затем, пройдя ту школу странствия по пустыне под руководством Б-га, усвоить, что на Него можно и нужно полагаться как при стабильном движении, так и на революционных поворотах. Да поможет Он нам и впредь успешно проходить все этапы жизни.
С уважением, Меир Мучник
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Реувен Куклин
Я долго думал, размышлял и пришел к выводу…
Рав Хаим Бурштейн
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Вера»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?