Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто не чувствует боль роженицы, мучающейся на другом конце земли, как свою собственную боль, не достоин имени “праведник”»Рабби Мордехай из Несвижа

Яаков не соврал - он действительно был Эйсавом!

Отложить Отложено

Почему Яаков обманул - а Ицхак поверил?

В этой главе описан эпизод, на который антисемиты могут торжественно сослаться как на доказательство своей правоты! Этот жулик Яаков, праотец всех евреев, обманул своего собственного отца Ицхака, воспользовавшись его слепотой, и взял благословение, которое предназначалось его брату Эйсаву. Он притворился Эйсавом, надев его волосяную одежду, чтобы быть похожим на него на ощупь, и сказал: ани Эйсав бехореха - «Я Эйсав, твой первенец». Лжец!

Но странно и многое другое в той истории. Сам Ицхак довольно легко поддался на обман - слишком легко. Ведь обманщиком Яаков был явно не очень искусным и практически себя выдал. Как сказал сам Ицхак: а-коль коль Яаков, ве-а-ядаим едей Эйсав - «Голос - Яакова, а руки - Эйсава». По какой-то странной причине Яаков, притворившись Эйсавом, продолжил говорить своим собственным голосом, никак не поменяв ни тон, ни манеру речи. И Ицхак сразу засомневался, усмотрев противоречие: руки у этого человека были, как у Эйсава, но голос-то - Яакова!

Всё! Как могут руки принадлежать одному человеку, а голос - другому? Тут явно дело нечистое. И определить, что происходит, не так уж сложно. Достаточно немного подумать: Эйсав пошел на охоту и как-то слишком быстро вернулся, это Ицхак уже подметил. Также, Эйсав должен по возвращению получить желанное благословение. Значит, логично предположить, что настоящий Эйсав еще на самом деле не вернулся, а вошел сейчас Яаков, который пытается заполучить благословение Эйсава. Потому и голос у него, как у Яакова. Да, если так, то это большой скандал, да и не такой Яаков человек, чтобы пойти на столь вопиющий обман. Но ведь ситуация так или иначе ненормальная: руки Эйсава, а голос Яакова - что же тут происходит, кто этот человек? Ицхак должен был, по крайней мере, встревожиться, что здесь что-то не так. Может быть, позвать Ривку, которая не слепая: она-то увидит и поможет разобраться.

Но Ицхак, отметив противоречие, «не узнал его, ибо были его руки, как руки Эйсава», и с уверенностью начал его благословлять. Почему? Ведь он так и не разрешил противоречие, не получил вразумительный ответ, откуда здесь голос Яакова. На какой же основе он решил, что это не важно, и главное - руки Эйсава?

Затем вошел настоящий Эйсав, и обман наконец-то раскрылся. Несмотря на шок, Ицхак немедленно подтверждает правильность своих действий: гам барух ихье - «Пусть он [Яаков] действительно благословен будет»! Не важно, что он заполучил благословение обманом, пусть будет благословен, все в порядке.

Есть и другие большие вопросы: почему Ицхак вообще любил Эйсава и хотел благословить его, а не Яакова? Неужели он не видел, что Эйсав был грешником и, в любом случае, Яаков заслуживал благословения гораздо больше?

Также не странно ли, что такой грешник, как Эйсав родился в святой семье отцов-основателей еврейского народа? Отец - Ицхак, мать - Ривка, брат - Яаков. И в том же доме, за тем же столом - Эйсав? Конечно, в семье не без урода, но в такой святой семье такой урод? Убийца и предок всех антисемитов? В конечном итоге он перестал быть членом еврейской семьи, но почему он изначально в ней родился?

Раскусить хитроумные теории и хитроумных людей

На основе высказываний мудрецов (Ор а-Хаим, Сфат Эмет, Ор Гедальяу и др.) можно вывести такой ответ.

Эйсав родился в семье отцов-основателей нашего народа потому, что он должен был стать одним из них. Да, наряду с нашим праотцом Яаковом (Яаков Авину), должен был быть его брат - наш праотец Эйсав (Эйсав Авину). И то, что вместо этого он стал праотцом наших врагов, вовсе не означает, что он был обречен на такой путь. Ведь у всех есть свобода выбора, была она и у Эйсава. Только пользоваться ею не так-то просто, и Эйсав в конечном итоге пошел по ложному пути.

Но разве его путь не с самого начала не расходился с путем Яакова? Ведь Яаков всегда «сидел в шатрах» (йошев оалим) и изучал Тору, тогда как Эйсав был иш саде - «человеком поля», который весь день охотился на животных?

Да, но кто сказал, что это плохо? Не могут же все сидеть и целый день изучать Тору, нужны и те, кто их кормит. («Если нет муки, нет и Торы».) И на последних вовсе не следует смотреть свысока и считать, что они в чем-то «уступают» первым - в том числе и умом. Первые могут лучше понимать, как устроена Тора и как решать ее вопросы, но последние могут лучше понимать, как устроена «жизнь», и как добывать пищу. Тора называет искусство Эйсава йодеа цаид - «умение ловить»: в те времена добывание пищи на практике означало охоту, что требовало определенной хитрости и в целом неплохого знания «поля», «закона джунглей». Сегодня это означает скорее бизнес, для этого тоже требуется своего рода хитрость и знание, как устроен мир, свой тип интуиции и склад ума.

И не у всех такой склад ума. Яаков, несмотря на все свое глубокое понимание и мудрость в Торе, был иш там - «простым, честным человеком». Раши объясняет: эйно баки бе-коль эле, эйно баки лерамот - «он не был экспертом во всех этих [хитростях, в которых был искушен Эйсав]; он не умел хитрить». Он был «рассеянным профессором», который разбирался в хитроумных формулах в своих книгах, но необязательно в хитроумных людях за пределами своих стен, в «поле». Два разных типа знаний и интеллекта: с одной стороны, умение понимать Тору, ее устройство и мудрость, находить правильные решения ее вопросов. С другой - умение понимать устройство «джунглей» жизни, чувствовать разных ее людей, находить к ним правильные «ключи». Яаков был вооружен первым типом интеллекта, Эйсав - последним. И они нуждались друг с друге: Яаков делился бы с Эйсавом постигнутой мудростью и знаниями Торы, а Эйсав бы делился с Яаковом заработанными материальными благами.

Разумеется, именно по этой схеме организовали впоследствии свое партнерство в еврейском мире Иссахар и Звулун: первый изучает Тору и делится наградой, а последний занимается бизнесом и делится заработками. Еврейские ученые и еврейские бизнесмены. И изначально Яакову предстояло стать праотцом первых, а Эйсаву - последних. 

На более глубоком уровне Эйсаву также предстояло бороться со злыми силами этого мира. Человек, исполняющий такую роль, и не должен был быть слишком чистым и невинным: надо знать своего врага и понимать его психологию; быть хитрым, чтобы не пасть жертвой его коварства, а также владеть мечом, чтобы отражать удары вражеского меча. Чтобы успешно сражаться с большим злом снаружи, нужна небольшая «прививка» этого зла в своем собственном организме.

Для этого и предназначалось благословение Ицхака: для успешного похода в «джунгли» жизни, охоты на дичь и борьбы со злом. Поэтому он всерьез намеревался дать это благословение Эйсаву. Для этого он велел ему взять свое оружие, выйти в поле на охоту, изловить дичь и приготовить  к столу - т.е. продемонстрировать свои способности во всем этом, что такова его роль, и потому для него предназначено благословение. Яаков же не был воином или хитрым агентом или дипломатом, и ему это благословение было просто не нужно.

Два Эйсава: плохой и хороший

Но Ривка, в отличие от Ицхака, увидела, что Эйсав перешел допустимую грань. Он дал «прививке» зла перейти в саму свою сущность. В процессе борьбы он стал слишком наслаждаться самим процессом, охотой, обманом и кровью. Вместо того, чтобы быть солдатом, который сражается за правое дело и с сожалением хитрит и убивает потому, что таков суровый закон войны, он превратился в кровожадного бандита, садиста и обманщика. 

Теперь в мире появилась еще одна сила зла - а на еврейской стороне не осталось никого, кто мог бы с ней сразиться. А также никого, кто мог бы обеспечивать материальную поддержку будущим ученым Торы. И Ривка пришла к выводу: Яакову придется взять на себя и эту роль, стать праотцом всех ветвей еврейского народа: и еврейских ученых, и еврейских бизнесменов.

Но при этом ему придется потерять свою невинность. Для того, чтобы успешно вести бизнес и бороться со злом, ему придется сделать «прививку» этого зла, научиться хитрости, чтобы перехитрить коварных обманщиков. Начиная с Эйсава, теперь одного из тех обманщиков. И Ривка велела Яакову сделать свои руки похожими на руки Эйсава: не только физически, надев его одежду, но и духовно: обрести ряд его качеств, определенную меру того вещества, из которого состояли его «руки». Яакову все это было противно: он хотел оставаться чистым и духовным ученым, продолжать сидеть в шатрах за своими книгами. Но выбора не было: ему пришлось ознакомиться и с материальным миром, познать его устройство и научиться некоторой хитрости, чтобы успешно преодолевать его зло.

И он вошел к Ицхаку, и сказал: «Я Эйсав, твой первенец». Это была правда. Ведь имя человека отражает его сущность и роль в этом мире. Взяв на себя роль Эйсава и обретя его качества и способности, Яаков, по сути, стал Эйсавом. Хорошим Эйсавом. Таким, каким изначально должен был быть сам Эйсав. Нашим праотцом Эйсавом (Эйсав Авину). Основателем той ветви еврейского народа, что умеет выходить в «поле» и «охотиться» (йодеа цаид, иш саде) - еврейских бизнесменов и борцов, имеющих дело с внешнем миром. Став праотцом этих евреев, Яаков теперь нуждался именно в том благословении, что собирался дать Ицхак.

Ицхак заподозрил неладное, ибо услышал «голос Яакова» - тот по-прежнему говорил, как святой ученый, его речь была мягкой и полна упоминаниями о Б-ге. Эйсав никогда так не говорил. Он говорил, как человек, очерствевший в суровой борьбе за выживание в этом мире. Твердая и деловая речь бизнесмена и солдата. Так Эйсав ли это?

Ицхак ощупал его руки. И они действительно оказались «руками Эйсава». Ибо они были покрыты не только физической волосяной одеждой Эйсава, но и его «духовной одеждой»: Ицхак ощутил запад бгадав - буквально «его одеяний», но также, как толкуют мудрецы, богдав - «его предателей». Он засек в стоящем перед ним человеке примесь зла. Зла, необходимого для того, чтобы «знать своего врага». Хитрость, необходимую для того, чтобы перехитрить коварных мошенников - но которая, к сожалению, приведет также и появлению определенного количества еврейских мошенников и предателей, богдав

«Странно, - подумал Ицхак, - голос Яакова, а руки Эйсава». Все вместе! Доселе не было такого человека, который бы все совместил. Был Яаков с его руками и голосом - характером и способностями святого и мудрого ученого, и был Эйсав с его руками и голосом - характером и способностями сурового и хитрого вояки. Но у этого человека было все!

Тем не менее, Ицхак «не узнал его, ибо были его руки, как руки Эйсава». Смутившись на минуту, Ицхак вновь обрел уверенность, что все в порядке. Главное - что руки действительно Эйсава: этот человек точно обладает его характером и способностями. Его роль в жизни - охота и борьба со злом в «поле». Значит, благословение, которое Ицхак сейчас собирается дать, предназначено для него.

А «голос Яакова» на самом деле всему этому не противоречит. В принципе ведь можно обладать обоими качествами: мягкостью святого ученого и хитростью бизнесмена. Странно было лишь то, что такой универсальный человек появился на практике, до сих пор никто таким не был. Но кто знает, может быть на Эйсава в конечном итоге положительно повлиял Яаков и атмосфера святой семьи праотцов, и в его характере тоже стала проявляться мягкость и набожность? Ведь Эйсав должен был стать одним из отцов-основателей еврейского народа, предком еврейских бизнесменов и солдат, которые, несмотря на суровость, которую требует их занятие, вместе с тем, обладают еврейской душой и мягкостью. У них всегда остается возможность не только бороться, но и работать над своим характером, становиться более утонченными, посвящать больше времени изучению Торы у еврейских мудрецов и перенимать их дух. И Ицхак всегда верил, что у Эйсава был такой потенциал к добру.

Поэтому с точки зрения Ицхака, было вполне логично, что перед ним действительно Эйсав - Эйсав его мечты. Он всегда надеялся, что Эйсав вырастет именно таким. И теперь, похоже, мечта сбылась! И Ицхак с радостью благословил своего хорошего Эйсава.

Но после того, как хороший Эйсав, получив свое благословение, ушел, вдруг вошел другой человек, который заговорил голосом Эйсава и назвал себя Эйсавом! Значит, это настоящий Эйсав?! Но кем же тогда был тот, кто пришел до него, ми эйфо а-цад цаид - «кто тот охотник», которого я благословил? Охотником он точно был, он был хорошим, еврейским Эйсавом, для которого предназначалось благословение, и потому я его ему дал. Но я думал, что это был Эйсав и что он перенял некоторые положительные черты Яакова, заговорил его голосом.  Но теперь, выходит, это не так. Наоборот, это был Яаков! Он говорил своим, естественным голосом, но, оказывается, также обрел «руки» и «одежду» Эйсава, тот характер и роль в жизни, для исполнения которой было нужно мое благословение. Что ж, гам барух ихье - «пусть действительно будет благословлен».

Но это значит, что изначальный Эйсав... Ицхак содрогнулся, увидев теперь, что его давняя мечта вовсе не сбылась, а напротив, оказалась утопией! Эйсав не перенял ничего хорошего от Яакова. Хуже того, наоборот, он утратил все остатки еврейской чистоты, что у него были, и был лишен своей роли праотца еврейских бизнесменов и борцов. Только поэтому Яаков мог взять на себя и эту роль, и обрести «руки Эйсава». Сам бы он не захотел, должно быть, ему пришлось, потому что Эйсав эту роль не выполнил. А что касается самого Эйсава, теперь ему оставалась лишь одна дорога: стать предком нееврейских бизнесменов и вояк; строителей римской и христианской цивилизаций. Эти люди добьются великого богатства и процветания, и создадут лучшие армии. Но также и напрасно прольют много крови. Ибо будут «жить своим мечем», без еврейской мягкости и Торы, которая умерила бы их боевой дух и жажду власти и господства, а также направила бы в правильное русло их стремление переделать весь мир в соответствии с теми принципами и идеологиями, в которые они уверуют.

Так что Яаков не соврал, назвавшись Эйсавом. То была чистая правда, и это признал Ицхак и дал Яакову благословение, которое предназначал для хорошего еврейского Эйсава, каким теперь был Яаков.

И становится понятным еще один эпизод. Впоследствии Яаков бежал к своему дяде Лавану. Его кузина и будущая невеста Рахель предупредила, что ее отец - хитрец и мошенник. В ответ Яаков ее успокоил: ахив ани бе-рамаут - «я ему брат [т.е. равный ему соперник] в хитрости», я его перехитрю. Но ведь Яаков был иш там, простой и честный человек, он не умел хитрить. Откуда теперь у него была хитрость? А оттуда: он уже не был тем изначальным Яаковом, он также принял на себя роль Эйсава и перенял некоторые его способности. Изначально именно Эйсав должен был выйти в «поле» и иметь дело с такими, как Лаван. Увы, теперь Эйсав был сам на стороне Лавана, и пришлось этим заняться Яакову: научиться хитрости, иметь дело с Лаваном, перехитрить его и вернуться домой с успешно обретенным богатством, о чем Тора и повествует в следующей главе. 

Теги: Недельная глава.