Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«И создал Г-сподь человека… и насадил Г-сподь сад в Эдене, и поместил туда человека … И взял Г-сподь Б-г человека, и поместил его в саду Эденском возделывать его и охранять» (Берешит 2:7-8, 15).
Раши объясняет последнее утверждение так: «взял» - словами. То есть физически «берут» куда-то неодушевленный предмет, а живого человека - скорее убеждают пойти, приводят.
Но почему Адама надо было убеждать войти в Эденский сад, райское место? Потом, когда согрешил, его пришлось оттуда изгонять, но войти-то он сам бы рад!
Это во-первых.
А во-вторых, если его туда привели, значит, изначально он там не находился? А то мы ведь как-то автоматически думаем, что только в результате греха он оказался за пределами Эденского сада - впервые. Однако аккуратное прочтение текста, вроде бы, свидетельствует, что он и изначально там был.
Еще четче это выражено в переводе на арамейский Таргум Йонатан: «И взял Г-сподь Б-г человека с Горы служения (то есть горы Мория, местоположения будущего Храма), где он был создан, и поместил его в саду Эденском». Действительно, Раши ранее (там же 2:7) привел мнение, что Адам был создан из земли на месте жертвенника в будущем Храме. А теперь мы говорим: там он и был помещен в момент создания, а уже оттуда взят в Эденский сад.
Еще четче так написано в комментарии Хизкуни, и с дополнительным объяснением: если бы изначально Б-г там поместил Адама в Эденском саду, он подумал бы, что весь мир такой, что это норма. Поэтому Б-г изначально поместил его снаружи, чтобы увидел: весь мир полон терновников и колючек, и не так уж приятен, - а потом привел в Эденский сад, чтобы понял: это особое место - и оценил.
Очень хорошо. Но тогда еще сильнее встает первый из заданных выше вопросов: если Эденский сад столь очевидным образом был лучше окружающего мира, почему Адама пришлось убеждать туда войти? Беженцев из Сирии не приходится убеждать войти в Германию, или из Латинской Америки в США - они сами туда рвутся, а их временами пытаются не пускать. А Адам сам не хотел входить?
Да и второй вопрос остается в силе. Так или иначе, в конечном итоге за пределами сада Адам оказался в результате духовного падения - после греха. Но до греха он находился на высшем уровне, которому и соответствовало пребывание в Эденском саду. Как же он мог находиться за его пределами даже секунду?
Проливать свет начинает интересное утверждение в Ялькут Шимони (Эйха 1001):
Все, что случилось с Адамом, случилось с народом Израиля. Адама Б-г привел в Эденский сад и дал заповедь, но тот ее нарушил и был в наказание изгнан. И оплакал его ситуацию Б-г словом аека (איכה) - «Где ты?» (Так окрикнул Б-г Адама после греха.)
И евреев Б-г привел в Землю Израиля, и дал им заповеди, но они их нарушили и были в наказание изгнаны. И оплакал Б-г их ситуацию словом эйха (איכה) - «Как [одиноко сидит]» (Там начинается плач Ирмии о разрушении Храма и изгнании, который мы читаем 9 Ава.)
Итак, Адам прошел такой же путь, какой прошли потом евреи - точнее, наоборот, они прошли тот же путь, что изначально он. И то, что Б-г именно привел Адама в Эденский сад, а не поместил его туда сразу, - это параллель первому этапу еврейского пути: евреи не сразу были помещены в Землю Израиля, а были туда приведены.
А ведь путешествие евреев в Землю Израиля - это не просто физическая миграция. И даже не просто план сначала показать им не такой уж чудесный мир снаружи, а потом явно особую Землю Израиля, чтобы ценили. Это - тоже, но больше того.
Путь евреев в Землю Израиля - это духовный прогресс. Начиная с низшего уровня, на котором находились при Исходе из Египта. Как уже много раз говорили, оттуда евреи поднялись на высший уровень к Дарованию Торы, с которого вновь скатились в результате греха тельца, а потом восстановились осенью, в Йом Кипур и Суккот. Это - годовой цикл.
Но есть и аналогичный исторический. От того же Исхода - в более широкой перспективе, к Земле Израиля, где достигли высшего уровня и построили Храм. Оттуда скатились, начиная с раскола царства на Иудею и Израиль (грех тельца тоже был и расколом, а отколовшийся Йеровам также установил тельцов), и кончая разрушением Храма и изгнанием. А потом - раскаяние и восстановление, которого ждем сейчас.
Об этом уже писали и, среди прочего, отмечали, что первый этап - подъем от Исхода к высшему уровню, проделывался силой Йосефа, поэтому в эпоху Храма пророки часто называют весь народ «Эфраимом», по имени старшего сына Йосефа. Тогда как этап раскаяния и восстановления проделывался силой Йеуды, поэтому на этом, последнем этапе истории мы все называемся йеудим - «иудеями».
Из всего этого следует, что и приход Адама в Эденский сад был не просто физическим. Это был духовный прогресс.
То есть Адам вовсе не был создан идеальным. На высшем уровне. И потому изначально не находился в Эденском саду. Он был создан с потенциалом достичь высшего уровня. Что и осуществил: проделал путь с уровня «Исхода» - весеннего рождения - создания - к высшему уровню. На котором вступил в Эденский сад - и получил Тору - запрет есть плоды Древа познания, а также включенный в него ряд других фундаментальных заповедей. Как толкуют мудрецы (Зоар Берешит 27), Б-г поместил его в саду Эденском «возделывать» - соблюдением предписаний, «охранять» - соблюдением запретов. А потом уже скатился с того уровня в результате греха.
А потом - также раскаялся (Эрувин 18б, Пиркей раби Элиэзер 20). Как и евреи после тельца, уже не был восстановлен на том же уровне, которого достиг изначально, но все же был прощен и добился какого-то равновесия.
А ведь есть и другие циклы, параллельные уже упомянутым годовому и историческому.
Например, цикл жизни. Весеннее пробуждение и расцвет соответствует рождению и молодости, ее энергии, амбициям и росту, отправлению в путь. Летний «перегрев», усталость и падение - аналогичному этапу в жизни, утраты молодой энергии и идеализма, «кризису среднего возраста», разочарованию и цинизму. Затем - «осенняя» зрелость, подведение итогов и мудрая удовлетворенность, отправление на отдых и покой - пенсию, «сидение в Сукке» - а там и дальнейший покой, зимняя спячка.
А также дневной цикл. Опять же, весеннее пробуждение. Свежая утренняя энергия и планы, отправление на работу, затем «перегрев» и усталость во второй половине дня, вечернее возвращение домой, на «диван», а там и в постель, отбой, на ночь.
И вообще циклы «взлетов» и «падений», что людей, что целых народов и государств.
В основе этих циклов, как уже говорили, лежит путь, проделанный евреями в год после Исхода. Ибо те евреи содержали в себе все будущие поколения своего народа.
Но были также праотцы этого народа, и они тоже прошли через этот цикл, прокладывая дорогу потомкам: поэтому Авраам соответствует Песаху, Ицхак Шавуоту, а Яаков Суккоту, это тоже обсудили.
А теперь получается, что тот же цикл прошел и Адам после своего сотворения.
Точнее - не «тот же», а тот самый - который изначально планировался как единственный. Ведь, по словам мудрецов (мидраш Танхума гл. Ки Тиса 12 и др.), душа Адама была всеобъемлющей, в ней заключались корни всего произошедшего от него человечества, всех поколений и всех народов. И по плану Адам должен был выстоять в испытании, и тем самым привести все это заключенное в себе человечество к совершенству.
Теперь становится понятнее: не просто выстояв в одном испытании. А пройдя весь путь от нижнего уровня до высшего - весь путь Человека.
Но этот путь оказался труден: дойдя до высшего уровня, Человек оказался неспособным на нем удержаться, скатился и был вынужден признать свое несовершенство и раскаяться. А его душа была поделена между последующими поколениями и народами, чтобы каждый проходил свой путь и доводил свою часть души Адама-человечества до совершенства. (Как впоследствии была поделена всеобъемлющая еврейская душа после греха тельца.) И цикл тоже был разбит на разные составляющие: дневной, годовой, жизненный, исторический - чтобы по нему прошло все человечество за свою историю, и каждый народ за свою, и каждый человек за свою жизнь, а также и по многу раз, каждый год, и каждый день.
В корне всех этих циклов - цикл Адама-Человека, пройденный им за тот день, когда он был сотворен. Это был не просто один день в году и в жизни. Это был день, он же целый год, он же целая жизнь, он же целая история. Весь тот путь. На котором Адам прошел через все этапы, которые пройдут потом его потомки: все люди и все народы. И испытал все чувства, которые они испытывают, и обрел весь опыт.
Сотворен он был не просто так: взял и появился. Нет, то было обобщенное Утро человечества. А также его обобщенная Весна. Обобщенный Исход - начало Пути. Неслучайно, согласно одному из других мнений, приведенных Раши (Берешит 2:7), Б-г собрал землю, из которой изготовил человека, «с четырех сторон света». А Исход, как уже отмечали, - тоже представлял возвращение еврейской души из четырех направлений-крайностей, в которые она отклонилась под влиянием сил четырех царств. Если смерть - распад, то начало жизни, рождение - сбор, консолидация и - отправление в Путь, рывок силой «быка».
Генеральный рост и подъем на высший уровень, - Адам-Человек испытал расцвет и энергию утра и молодости, Великой стройки. Тот энтузиазм и те амбиции.
Достижение высшего уровня - обобщенный День, Лето, солнце в зените, Адам-Человек в расцвете сил.
Но потом - «перегрев». В свете сказанного о евреях после Дарования Торы - возможно также «головокружение от успеха», чрезмерные амбиции, «зарвался». Действительно, змей искусил заявлением, что, съев плод, «станете, как Б-г» (там же 3:5). И поднялся уже не такой святой бык-телец.
Головокружение и чрезмерное увлечение чем-то, утрата прежней собранности, равновесия и объективности, нарушение строя, распад изначально единой души или объединенной нации, поляризация - все это ой как в жизни и в истории бывает. Потому что произошло в жизни и истории Адама-Человека. Когда он слишком увлекся плодом Древа познания - как уже говорили, одним из многих, в ущерб всем остальным. И вместо взаимного уравновешивания составляющих единой души произошел распад души на те составляющие. Разрушение Храма-Человека и изгнание - вновь рассеяние души и нации по «четырем концам земли».
А потом - генеральное Раскаяние. Как и евреи впоследствии, Адам попросил у Б-га простить его, чтобы это стало уроком для человечества о возможности и силе раскаяния. И ожидание генерального Судного дня - Йом Кипура, и Суккота, с его трапезой в Сукке под кожей Левиатана. Окончательного сбора всех частиц души Адама-Человека.
Вот что значит утверждение: Адам содержал в себе все человечество. Не только содержал, но и прошел весь его путь. Все циклы - и дневной, и годовой, и жизненный, и исторический - это лишь разные аспекты и элементы того цикла, через который прошел он. Проложив путь всем своим потомкам.
И теперь понятны ответы на оба поставленных в начале вопроса.
Как Адам мог изначально находиться снаружи Эденского сада, будучи на высшем духовном уровне? Ответ: он на нем и не был, он на него взошел. Адамом-Человеком, в полном смысле этого слова, не рождаются, и не создаются, а становятся. Рождаются с потенциалом, но его надо раскрыть и реализовать.
Почему Адама пришлось убеждать войти в Эденский сад, явно особое, райское место? Потому что это означало тяжкий труд - работу над собой и выработку высокого духовного уровня. Причем не просто над собой - над всеобъемлющей душой всего человечества. Ее подъем от низшего уровня до высшего. Титанический труд. Духовная тяжелая атлетика. Причем, в конце можно и сорваться.
Ведь, как сказано, этот путь в том числе параллелен пути праотцов, включая этап, на котором Яакову была показана лестница и предложено по ней подняться - сделать последний рывок к совершенству. Но он испугался, что не удержится, что прыжок сорвется. Как мы выяснили, этот этап соответствовал грехам тельца и разведчиков - евреи тоже побоялись сделать последний рывок и достичь высшего уровня, и овладеть Землей Израиля и в физическом, и в духовном плане.
Получается, что и грех Адама был эквивалентен этому этапу: не просто одно испытание, воздержание от плода, а последний рывок к совершенству - после всего проделанного пути и достигнутого прогресса. В этот момент Адам испугался, что не получится, сорвется, и это тоже стало фактором падения.
И поэтому в начале его надо было убеждать, несмотря на такой риск и трудности, приняться за дело, начать подъем. Такова жизнь: если не попробуешь и не постараешься, вообще ничего не достигнешь. Так что делать нечего, дерзай: даже если где-то будет срыв, все равно итог будет лучше, чем ничего. Лучше конечный уровень Суккота и вторые скрижали, чем вообще без-Исходная ситуация.
Дерзнем и мы - ведь и мы являемся частью той души Адама-Человека, поэтому призыв Б-га войти в Эденский сад адресован и нам.
Уже после публикации читательница Scribe в комментариях задала важный вопрос: а как все это относится к женщинам, к Хаве?
И это действительно очень важный момент, который стоит даже добавить к самой статье. Что и делаем:
Прежде всего, конечно, Хава с Адамом прошли весь описанный путь вместе. Вначале они даже были «оба в одном теле» (мидраш Берешит Раба 8:1) - что именно это означает, другой вопрос, но так написано.
Далее, грех же начался с нее - это ее первой соблазнил Змей. Но теперь мы можем сделать важное добавление к этой истории. Ведь, на первый взгляд, об Адаме и Хаве мало что скажешь хорошего: были созданы идеальными, помещены в идеальное место, а сами согрешили и в наказание все это утратили, и собственный уровень, и рай на Земле, и бессмертие - и всех потомков лишили тоже. Вот и все «достижения». Какой ужас!
Но в свете сказанного теперь, их история гораздо больше, и грех - только один из ее этапов. Изначально был подъем и духовный рост, прогресс от самого низа почти до самой вершины. И потом, после падения, тоже раскаяние и восстановление. Более того, по поводу Исхода из Египта мудрецы (Ялькут Шимони, Теилим 68) говорят, что он произошел «в заслугу праведных женщин». Тогда и изначальный толчок, начало пути Адама снизу к вершине вполне мог быть заслугой Хавы.
И тогда становится понятным еще один странный эпизод. Оправдываясь перед Б-гом за грех, Адам сказал: «Женщина, которую Ты мне дал, накормила меня» (Берешит 3:12). Мудрецы замечают: тут он проявил неблагодарность. Мол, Б-г дал ему хорошую женщину, подарок, а он не оценил. Но ведь Адам, вроде бы, был прав! Что хорошего она ему сделала, ведь действительно, только навредила!
Но теперь можно понять: много она ему хорошего сделала. Благодаря ей был сделан изначальный рывок и пройден весь путь снизу почти до самой вершины. Только на последнем этапе из-за нее произошел срыв. Поэтому со стороны Адама было неблагодарностью теперь говорить только об этом, забыв все великое благо, что было до этого.
Но да разве это не в природе человека? Так что тут воистину урок для всех поколений людей и народов!
Теги: Берешит, Недельная глава, Дарование Торы, Яаков, Еврейский Календарь, Адам, еврейская история, Ган Эден, Исход из Египта, Золотой телец, еврейские праздники, Древо Познания