Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чистота речи и хорошие качества характера требуют длительной работы над собой и должны стать привычкой, ведь привычка руководит человеком»Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6

По Торе — компании могут «откупаться» от хакеров?

Темы: Запреты, Заповеди, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

В последнее время участились сообщения о том, что различные компании были вынуждены «откупаться» от хакеров, заплатив им громадные суммы. Легко нагуглил несколько таких событий, произошедших за последние несколько месяцев:

«Крупнейшая в мире мясоперерабатывающая компания JBS признала, что заплатила хакерам выкуп в размере 11 млн. долларов за устранение последствий серьезной кибератаки.

Оператор крупнейшего трубопровода США заплатил атаковавшим его хакерам выкуп в размере почти $5 млн. Кибератака прервала поставки топлива по трубе почти на неделю, спровоцировав дефицит бензина на заправках.

Одна из крупнейших страховых компаний США CNA в конце марта заплатила хакерам $40 млн., чтобы вернуть доступ к своей базе данных».

Хотелось бы узнать, как смотреть на эту ситуацию с точки зрения иудаизма, возможно ли платить хакерам такие баснословные деньги в качестве выкупа?

Заранее благодарен за ответ, Давид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Давид,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Мишна в трактате Гитин (45а) говорит о проблеме выкупа заложников. Заповедь Торы предписывает выкупать пленных, но мудрецы издали специальное постановление о том, что пленных нельзя выкупать за сумму, превышающую их «стоимость».

Талмуд предполагает, что с помощью этого постановления мудрецы стремились:

1. избавить общество от чрезмерного финансового бремени — сбора денег на выкуп;

2. не дать этому преступлению превратиться в выгодный «бизнес». Если заплатить большой выкуп, заложников будут захватывать постоянно. А если преступники будут знать, что выкупа они, в конце концов, не получат, ради чего станут рисковать?

Имеет ли выделение этих двух оснований практическое значение? Да, и это можно увидеть на следующем примере: предположим, у заложника есть богатый родственник, который готов заплатить выкуп самостоятельно. Первая причина здесь не «работает»: т. к. выкуп не ложится бременем на общество, богачу было бы разрешено заплатить бандитам большие деньги. Но «работает» вторая причин: богачу запрещено выкупать родственника за большую сумму, поскольку это стимулирует бандитов захватывать заложников.

Данное постановление приводится в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 252:4): нельзя выкупать заложников за сумму бОльшую, чем их стоимость. В качестве обоснования Шулхан Арух приводит вторую причину: это побудит бандитов и впредь захватывать заложников.

Что касается выкупа хакерам, совершившим компьютерную диверсию, то вполне вероятно, что постановление о заложниках, здесь неприменимо. Во-первых, потому, что оно очерчивает рамки заповеди о выкупе пленных, что нерелевантно в случае с компьютерной диверсией.

Во-вторых, Радбаз в своем респонсе (1:40) объясняет: цель постановления об ограничении суммы выкупа — предотвращение захвата именно еврейских заложников. Т. е., если бандиты требуют сумму, за которую «принято» выкупать и неевреев, то нет проблемы заплатить эту сумму. Если же требуют больше, платить нельзя, поскольку тогда бандиты будут заинтересованы брать в заложники именно евреев. Если принять мнение Радбаза, то проводить аналогию между платой хакерам и выкупом пленных неправильно.

Кроме того, согласно комментарию Тосафот (Гитин 45а), запрета платить слишком большой выкуп не существует, когда человек хочет выкупить себя или свою жену сам (муж и жена считаются одним целым). Мнение Тосафот приводится в Шулхан Арухе (252:4). Выкупать собственное имущество также не запрещено.

Даже если мы придем к выводу, что запрет выкупать заложников за очень большую сумму неприложим к ситуации с хакерами, сама идея, стоящая за этим запретом, безусловно, актуальна и в наше время. Как мы видим, мудрецы Талмуда считали необходимым принять меры для предотвращения преступлений.

Если преступления не приносят прибыли, ради чего преступникам рисковать?

В наше время, когда преступления в сфере компьютерной информации распространяются всё шире, общество должно задуматься, как оградить себя от этой напасти.

Возможно, принимая решение о борьбе с ней, можно обратиться к опыту мудрецов Талмуда: если компании договорятся между собой не платить хакерам ни при каких обстоятельствах, это сможет предотвратить хакерские атаки в дальнейшем. Разумеется, усилий отдельной компании для этого будет недостаточно. Компании должны проявить общественную ответственность и принять совместное решение по данному вопросу, в результате которого, в конечном счете, выиграют все.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше