Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Тхелет — синяя нить цицит

Об исследованиях, посвященных нити тхелет, рассказывает рав Элияу Тавгер

Оглавление

Традиция [↑]

И сказал Г-сподь Моше: «Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую голубую нить…»

Этот отрывок мы читаем трижды в день во время молитвы «Шма, Исраэль». Голубая нить — птиль тхелет на иврите. О том, что в цицит должна быть птиль тхелет — нить небесно-голубого цвета, говорится в Торе. В Геморе сказано, что для ее изготовления использовали специальную краску, добываемую из морского животного «хилозон».

Технология процесса добычи краски для изготовления тхелет давно потеряна. Примерно полторы тысячи лет прошло с тех пор. Многие поколения евреев не знают, как выглядела птиль тхелет. Однако поиски утраченного продолжаются.

О своих исследованиях, посвященных птиль тхелет, рассказывает преподаватель ешивы «Торат Хаим» рав Элияу Тавгер.

Начало работы Радзинским ребе [↑]

— Был такой случай в ешиве. Ко мне подошла группа ребят. Они показали новенький талит с цицит и спросили: «Где тхелет?» Меня очень удивил их вопрос. Тогда я никому не рассказывал о своей исследовательской работе и не мог понять, как они узнали о ней. Оказалось, что они внимательно читали отрывок из «Шма, Исраэль», потом взяли талит и не увидели птиль тхелет, о которой написано в молитве. Меня очень впечатлил этот случай. Привычка приводит к тому, что мы перестаем обращать внимание на очевидные вещи.

Хорошо, что так происходит не всегда. Приблизительно в 1888 году жил в польском местечке Радзин хасидский ребе Гершон Генах Ляйнер. Он решил найти того «хилозона», о котором говорит Гемора. В результате исследований пришел к выводу, что это кальмар, живущий в Средиземном море. Как и у любого другого кальмара у него есть так называемые чернила — темная жидкость, которую он выпускает, когда чувствует опасность. Потом Радзинский ребе открыл процесс изготовления краски, и у его хасидов появилась нитка тхелет в цицит. О своих исследованиях и находках он написал три книги.

В хасидском мире открытие Радзинского ребе вызвало резкую критику. Дело в том, что великий кабалист Аризаль говорит, что мы лишились тхелет после разрушения Храма. Именно на этом высказывании была построена атака против открытия рава Ляйнера: «Как можно возобновлять тхелет, когда его не должно быть после разрушения Храма!»

Исследования рава Герцога [↑]

После рава Ляйнера известный рав, первый раввин Израиля Ицхак Айзик Герцог занимался исследованиями, посвященными тхелет. Он был блестяще образован, знал много языков, в их числе греческий и латинский. Его докторская диссертация посвящалась тхелет. Он нашел упоминание о древней технологии получения краски из морских животных в греческих и латинских источниках. У Аристотеля есть книга «История анималии», в ней он говорит о животных и их использовании в жизни человека. Энциклопедия Плиния, римлянина, друга императора Тита, жившего в 1-ом веке до н. э, описывает улитку, из которой добывали очень дорогую краску, имевшую всемирную известность и оцениваемую в 3 раза дороже золота. В Риме к ней относились как к императорскому символу. Здесь издавали указы, запрещавшие использование краски и даже имитацию ее цвета кому бы то ни было кроме императора и его приближенных. Мусульмане, завоевавшие Рим, полностью уничтожили производство краски, так как видели в ней символ империи. В еврейских источниках с этого времени также не упоминается использование хилозона для производства тхелет.

В энциклопедии Плиния очень точно описывается сама улитка, места, где она обитает, способы, которыми из нее добывается краска. Логично предположить, что это и есть тот хилозон, о котором говорят наши мудрецы, так как в своих книгах и греки, и римляне подробно описывают быт времен Второго Храма и после.

Есть много исследователей-неевреев, занимавшихся вопросом утерянной краски. Они утверждают, что именно из улитки, упоминаемой в книгах Аристотеля и Плиния, делали такую краску в древнем мире. Есть исследователи, опирающиеся на еврейские источники. Они считают также, что хилозон, о котором говорится в Геморе, и есть та улитка, о которой пишет Плиний. В греческих источниках она называется порфирас, в латинском языке — пурпура. Это слово перешло и в другие языки. В русском тоже есть слово «пурпур», правда, используемое как название цвета, а не морского животного.

Чтобы добыть краску из пурпурной улитки надо разбить ее довольно массивный панцирь. Тогда можно добраться до железы, которая вырабатывает особую прозрачную жидкость. После разбития панциря жидкость окрашивается и приобретает сиреневатый оттенок. Мудрецы называют эту жидкость «кровь улитки», а железу, ее выделяющую, — веной. Известно, что шерсть тхелет синего цвета, цвета неба и моря. Но как получить этот оттенок из сиреневатой жидкости? На этот вопрос у р. Герцога не было ответа. Поэтому он предположил, что хилозон — это улитка янтина, выделяющая жидкость синего цвета. Это и привлекло внимание р. Герцога, который, тем не менее, не проверял опытным путем свое предположение. Но янтина не упоминается нигде в источниках. С этой улиткой никогда не связывали процесс изготовления тхелет.

Дальнейшие опыты [↑]

В более позднее время израильский химик, профессор Отто Эльснер проводил опыты с пурпурной улиткой и в процессе варки выделяемой ею жидкости получил синий оттенок. Я познакомился с профессором Эльснером, когда сам занялся изучением этой темы. С ним я вел переговоры о покупке патента на его открытие, но параллельно и сам пробовал красить. Трудно было добывать пурпурных улиток. Они водятся в Израиле, но закон запрещает промышленную добычу этих улиток. Был период, когда я занимался их поисками. Надо было нырять самому или нанимать водолазов. Потом я познакомился с американскими евреями, которых тоже интересовала эта тема. С аквалангами мы выезжали на море, пробовали искать и вылавливать улиток. Дома я разбивал улиток и проводил опыты с выделенной жидкостью. Ее надо не просто варить. Необходимы химикаты, приводящие к изменению оттенков цвета. Было много неудач, тратилась масса денег. В конце концов у меня получилось. Я перестал нуждаться в приобретении патента Эльснера. Я добился того, что у меня был цицит с нитью тхелет. Это произошло в 1988 году.

Ситуация с тхелет сегодня [↑]

Вместе с американскими коллегами мы создали организацию «Птиль тхелет», наладившую производство тхелет. У нас уже есть небольшой завод. Каждый месяц мы продаем 500 комплектов, в каждый из которых входят белые нити и птиль тхелет для одного талита. Мы нуждаемся в огромном количестве пурпурных улиток. Только для производства 1 талита нужен килограмм этих морских животных. Это снова возвращает нас к древности и объясняет дороговизну материала тхелет. Сейчас мы покупаем улиток в Хорватии. Есть мастерская, расположенная на востоке от Иерусалима по дороге к Мертвому морю в местечке Кфар Адумим, куда приезжают экскурсии. Вместе с единомышленниками мы создали Интернет-сайт на английском языке и на иврите. Люди знакомятся с темой, потом пишут статьи «за» или «против». Уже много лет я собираю все, что напечатано на эту тему. Хочу создать библиотеку, куда люди могли бы приходить и изучать этот вопрос.

Мою исследовательскую работу одобрил рав Шмуэль Ойербах, один из авторитетнейших раввинов современности. Он сказал мне, что проблемой птиль тхелет очень важно заниматься и позаботился, чтобы моя статья на эту тему была опубликована в авторитетном научно-религиозном журнале. Следуя его совету, я сам ношу цицит с тхелет. По мнению рава Ойербаха, я должен так поступать, если убежден в своем открытии. Его советы помогли мне понять, что надо развивать производство нитей тхелет, чтобы заинтересованные люди получили возможность их носить. Массовое ношение талитов с птиль тхелет сможет привлечь внимание авторитетных раввинов к этой теме.

Выводить материалы