Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Танаим, Александр Кац, Раби Йеошуа бен Хананья
Раби Йеошуа бен Хананья – ближайший ученик р. Йоханан бен Закая. Р. Йоханан говорил о нем: «Счастлива женщина, родившая его!» (Авот 2:8).
Известно, что мать р. Йеошуа, когда была беременна им, просила всех знатоков Торы в Иерусалиме молиться за нее, чтобы у нее родился будущий мудрец. А когда он появился на свет, мать приносила его колыбель в дом учения, чтобы его уши с младенчества впитывали слова Торы (Иерусалимский Талмуд, Йевамот 1:6).
Раби Йеошуа получил от р. Йоханана бен Закая смиху (посвящение в раввины), а также изучал вместе с ним сокровенное разделы Торы (Хагига 14б). Он был знатоком магии и успешно противостоял оккультным силам, представляющим для людей опасность (Седер адорот). Кроме того, р. Йеошуа владел многими языками и обладал обширными знаниями в математике и астрономии (Орайот 10а).
Раби Йеошуа происходил из рода левитов: обладая исключительно красивым голосом, он принимал участие в храмовом служении в качестве псалмопевца (Арахин 11б). Посвятив все свои помыслы изучению Торы, р. Йеошуа жил в крайней бедности, зарабатывая на хлеб ремеслом кузнеца, а, по некоторым сведениям, и ремеслом угольщика (Седер адорот).
Раби Йеошуа был одним из двух учеников, которые вынесли р. Йоханан бен Закая, завернутого в саван, из осажденного Иерусалима (Гитин 56а). И когда рабан Йоханан воссоздал в Явнэ Санхедрин, р. Йеошуа стал его членом, а затем и его главой. Многие законы, зафиксированные в Мишне и Талмуде, переданы от его имени. Но даже став верховным судьей Израиля, р. Йеошуа по-прежнему кормился своим ремеслом (Брахот 28а).
Вместе с другими главами поколения р. Йеошуа входил в посольство, направленное в Рим для того, чтобы способствовать отмене антиееврейских указов. Он успешно участвовал в диспутах с философами афинской школы, с ранними христианами, а также с римским императором Адрианом.
Рассказывается, что император потребовал, чтобы р. Йеошуа показал ему еврейского Б-га. «Ты не можешь Его увидеть», — ответил мудрец. Но поскольку император заупрямился, р. Йеошуа вывел его под палящие лучи солнца и сказал: «Взгляни на него». «Не могу», — признался император. «Ну, уж если на солнце, одного из Его служителей, ты не в состоянии взглянуть, то и на Шехину тем более не сможешь» (Хулин 60а).
Раби Йеошуа подготовил целый ряд выдающихся учеников — среди них: гер Ункелус (см.), р. Шимон бен Зома (см.) и р. Шимон бен Азай (см.).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»