Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рабан Гамлиэль, Танаим, Александр Кац
Рабан Гамлиэль — глава Санхедрина в Явнэ. Прямой потомок царя Давида по линии Гилеля; сын рабана Шимона бен Гамлиэля (см.), возглавлявшего Санхедрин до разрушения Храма.
Когда римляне захватили Иерусалим, р. Гамлиэль был спасен от казни благодаря заступничеству р. Йоханана бен Закая. Спустя два года, с согласия римлян, он сменил р. Йоханана на посту наси (Седер адорот).
Выступал перед римскими властями как защитник интересов еврейской общины. Возглавлял знаменитое посольство к императору в Рим (ИТ, Санхедрин 7:19).
Рабан Гамлиэль ввел целый ряд постановлений, способствующих сохранению общины, лишенной Храма. Была утверждена окончательная редакция молитвы Шмонэ эсрэ (Амида) и установлено, что она должна произноситься трижды в день. Рабан Гамлиэль определил также обязательный порядок Пасхального седера, призванного сохранить историческую память народа (Песахим 116аб).
Его ближайшими соратниками, а также и оппонентами при законодательных обсуждениях, были р. Йеошуа (см.), верховный судья Санхедрина, и р. Элиэзер (см.), с которым рабана Гамлиэля связывала еще и родственная близость — р. Элиэзер был женат на его сестре.
В Талмуде повествуется, что когда мудрецы отлучили р. Элиэзера, рабан Гамлиэль обратился к Б-гу с такой молитвой: «Владыка Вселенной! Открыто и известно Тебе, что я это сделал не для себя и не для своего рода, но для Тебя — чтобы не умножались разногласия в Израиле» (Бава меция 59б). И тем не менее преждевременная смерть р. Гамлиэля была связана именно с отлучением, которому при его участии был подвергнут выдающийся мудрец (см. Седер адорот).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»