Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Да, именно так, это не описка.
Давайте посмотрим.
Тему смешения языков и рассеяния народов в результате строительства Вавилонской башни мы уже обсуждали, но сейчас углубим и расширим ее, а также, обсудив теперь и грех Адама, попробуем определить общий процесс.
В истории смешения языков, много странностей. Изначально все человечество находилось в полном единстве и занималось общим делом, «великой стройкой», но потом Б-г смешал языки, и все, конец: «Один просит кирпичи, другой дает глину, первый встает и пробивает ему голову» (Раши, Берешит 11:7). Странно: если они вдруг обнаружили, что говорят на разных языках, надо было просто начать переводить и продолжать сотрудничать, как все и делают с тех пор. И зачем злиться и доходить до кровопролития, разве не явно, что тут простое непонимание и «дело техники»? Этот вопрос уже упоминали.
Но более того, как именно произошло это смешение языков? Все люди говорили на одном, а потом р-раз - и каждый забыл тот язык, и заговорил на другом? И при этом даже не понял, что произошло, что у него теперь в голове и на устах другие слова, другая грамматика? Не понял, почему коллега вдруг неадекватно реагирует на его слова? Но ведь коллега явно издавал совсем другие, незнакомые звуки. Или, еще не осознав, что это разные языки, каждый подумал, что коллега вдруг начал дурачиться?
Конечно, Б-г может все, и Ему ничего не стоит, «как по мановению волшебной палочки», изменить в одно мгновение весь мир. Но все же обычно Он избегает свершения таких открытых чудес и обставляет все так, чтобы выглядело как можно более естественно. Даже самое известное открытое чудо - рассечение Красного моря - произошло не просто так, взяли воды и расступились за одну минуту, а поднялся ветер, который дул всю ночь, так что при большом желании можно было бы приписать весь феномен ему. А тут - вот так все сразу?
Нет, похоже, все-таки не сразу. По крайней мере, согласно ряду комментариев.
Вот, например, подход Хизкуни: уже изначально, до попытки строительства башни и рассеяния существовали семьдесят языков, но все люди их знали. И только в результате рассеяния каждый народ забыл все языки, кроме собственного. «Ибо не представляется мне логичным, что именно тогда для них были созданы все эти языки».
Вот это уже понятнее. Не сразу вдруг каждый заговорил на новом языке, «введенном» в его мозг, а уже владел своим языком, но при этом все знали и другие языки, особенно изначальный, святой. Как сегодня, например, большая часть человечества знает английский и действительно использует его при контактах. А затем, в одно мгновение, все забыли иностранные языки, и в памяти остался только родной. Это тоже можно понять: случается, что, например, в результате аварии, человек остается в живых и даже в здравом уме, но теряет память, и даже знакомых людей может не узнать. Что-то помнит, а что-то нет. Так что Б-г мог вполне устроить такую «аварию», «дать всем по мозгам», в результате чего каждый забыл все языки, кроме родного.
А Ибн Эзра в своем комментарии (там же) перебирает несколько вариантов и останавливается на том, что сначала все человечество рассеялось от Вавилона по всей земле, в результате чего образовались новые царства, и тогда в каждом развился свой язык. А старый забылся в конечном итоге, когда вымерло поколение рассеяния, которое на нем говорило.
Это еще понятнее: ведь и в наши дни многие люди эмигрируют в другую страну, где их дети начинают говорить на ее языке, а язык родины родителей не всегда перенимают, или дети перенимают, но внуки уже нет, и так язык вымирает вместе с поколением родителей. Так бывает и с русским в семьях, эмигрировавших из России, и с идишем в семьях, бежавших из Европы, спасаясь от Холокоста, да и с английским в семьях, эмигрирующих в наши дни из Англии или Америки в Израиль.
Но почему тогда люди перестали понимать друг друга в Вавилоне и рассеялись по всей земле, если на том этапе языки еще не смешались, а общий, святой, еще не забылся, и все его знали?
Потому что главной целью «великой стройки» было сплочение и единство с целью «воевать с Б-гом». Соответственно, главной целью Б-га было лишение людей единства. В результате расхождения в идеях и точках зрения. Во мнениях, как именно строить башню, да и вообще всю совместную жизнь. Как говорит Маараль, язык - не просто средство общения, но отражение сущности самого народа, его души, его характера и менталитета, которые у каждого свои. Изначально все были в этом плане едины, но потом разошлись. И потому утратили понимание: у каждого было свое восприятие действительности и представление о том, как надо все делать. Один настаивал, что именно так надо, другой спорил, настаивал на своем, и каждый ставил другому палки в колеса. И уже не помогало знание общего языка: как сегодня все могут говорить по-английски, но при этом «говорить на разных языках» в идейном и ценностном плане, и совершенно не понимать друг друга.
Потому и рассорились, и рассеялись, а в конец и сам общий язык забыли, каждый тем временем развил свой собственный. И даже согласно Хизкуни, по мнению которого собственные языки уже были развиты, и можно сказать, что Б-г одновременно нанес всем «мозговую травму» и выбил из памяти общий язык, логичнее сказать, что сначала прекратили сотрудничество из-за недопонимания, а уж потом забыли общий язык, ибо не о чем было говорить.
А теперь еще вопрос: на каком языке говорил Адам?
Как, на каком? Конечно, на святом, который был изначально! Как гласит мидраш (Берешит Раба 18:4): Тора дана на святом языке, и мир был создан на святом языке (то есть его слова изрекал Б-г, когда творил мир). Отсюда выводит рав Цадок в своей книге «Ор Заруа ла-Цадик», что и Адам, когда был сотворен, говорил на святом языке.
Но вот другое утверждение: по словам Талмуда (Санедрин 38б), Адам говорил на арамейском.
Так на каком же все-таки?
Объясняет раби Йонатан Эйбешиц в книге «Яарот Дваш», при этом добавляя много интересных идей: святой язык связан с Древом жизни, представляющего чистое добро, он проистекает из святого источника. Тогда как арамейский связан с Древом познания, которое представляет смесь добра и зла. Поэтому после греха Адам заговорил на арамейском.
Вот оно как. Действительно, языки связаны с самой душой человека и выражают ее сущность. Но известные деревья Эденского сада, как мы теперь знаем, тоже связаны с этой самой душой, питая ее и отражая своей структурой ее сущность.
Древо жизни было прямым и отражало нахождение души «прямо» под Б-гом, ее питание духовными силами, исходящими с Небес «напрямую». А Древо познания имело тот же корень в центре, но представляло собой целую общность деревьев, отклонявшихся от центра в разные стороны. В совокупности они имели тот же центр, но по отдельности каждое было отклонено. Вот и душа человека, питавшегося плодами только одного из этих деревьев и не уравновешивая их остальными (именно в этом был грех Адама), отклонялась от центра и теряла свою уравновешенность в характере и во взглядах. Определенные черты характера склонялись к своим крайностям, и мировоззрение тоже теряло свою объективность.
Поэтому изменился также способ выражения этого мировоззрения - сам язык. Он тоже представляет духовные силы, исходящие Свыше. Б-г сотворил мир «прямыми» духовными силами, которые выражены святым языком. Поэтому Адам до греха, питаясь этими силами, делавшими его уравновешенным и святым, говорил именно на этом языке. В результате же греха он связался с Древом познания - силами, дававшими ему смесь добра и зла, правды и лжи. Поэтому и язык, выражающий эти силы, был другим: смесью изначального святого и «инородных» элементов. Ведь арамейский по многом связан с еврейским, как связаны между собой многие родственные языки: англо-саксонские, славянские и т. д., и даже человек, который его не изучал, может узнать в нем много слов, похожих на еврейские. Это отражает тот факт, что душа Адама сохраняла связь с изначальной святостью, но в то же время получила «чужеродные» примеси.
Итак, уже в результате греха Адама произошло изменение языка, на котором выражала себя человеческая душа.
Но «Яарот Дваш» продолжает: святой язык связан со Святой землей, т.е. Землей Израиля. И так объясняет то, что Лаван назвал холм, сделанный на границе с Землей Израиля, «Йегар-саадута», на арамейском, а Яаков назвал его «Гальэд», на святом (Берешит 31:47): Лаван, давая этой земле арамейское название, пытался «перетянуть» ее на «не святую» сторону, за пределы Земли Израиля, а Яаков, назвав ее по-еврейски, не дал.
Вернемся к смешению языков и рассеянию народов. Похоже, что даже произошедшее тогда расхождение во мнениях и в менталитетах - еще не все. Так описаны те события в мидраше (Пиркей раби Элиэзер): «Б-г призвал семьдесят ангелов, окружающих Небесный трон, и сказал им: смешаем их языки. И разбил людей на семьдесят народов и семьдесят языков, и поставил над каждым народом своего ангела».
Итак, люди не только были разбиты на народы и языки, но и поставлены каждый под своим ангелом. Ведь ангелы тоже представляют духовные силы, исходящие от Б-га. Поэтому, обретая свой язык и менталитет - то есть свой тип души - каждый народ становился под своим ангелом - начинал питаться своими духовными силами.
Но и это еще не все. Тора пишет (Берешит 10:5): «От этих [сыновей Ноаха] отделились острова народов, всякий по своему языку, по своим семействам, в своих народностях». Комментируя эти слова, Реканати говорит: здесь намек на то, что после рассеяния Б-г дал каждому народу землю внизу и ангела над ней, всего семьдесят, это и есть семьдесят ветвей Высшего древа».
Итак, земли тоже соответствуют народам и ангелам: каждая земля - не просто территория, которую народ занимает, а «мать», которая его «вскармливает». («Одни страны выращивают сильных, другие – слабых и т д.» - Раши в начале гл. Бемидбар.) Отсюда и соответствующие чувства народа к своей земле, к Родине. То есть духовные силы, которые представляют ангелы, поступают народу через его землю.
Единственная земля, - продолжает Реканати, - не поставленная под каким-либо ангелом - это Земля Израиля: она находится под непосредственным управлением Самого Б-га. В этом глубокий смысл слов Даниэля (9:19): «Ибо Твоим именем назван Твой город и Твой народ».
Ибо эта земля дана еврейскому народу, а он тоже управляется не одним из ангелов, а Самим Б-гом. И говорит на святом языке.
Который, как мы выяснили, связан с Древом жизни. И Земля Израиля названа «Эрец Хаим» - «Землей жизни». Как объясняет уже упомянутый в предыдущей статье Маараль, потому что она в духовном центре мира. А семьдесят других народов с их языками и странами, представляют «ветви древа» - множество ветвей, окружающих с разных сторон центральное Древо жизни. Вот и представляют эти ветви ангелы, «окружающие Небесный Трон». Они управляют народами и их странами и языками, а еврейский народ, с его Святой землей и святым языком - непосредственно «под Небесным Троном».
Таким образом, на «духовной карте мира» Святая Земля находится в центре, а остальные страны - вокруг нее. И «семейное древо» мира («семьи народов») состоит из центрального еврейского ствола и окружающих его семидесяти ветвей. И с языками получается такое же «древо». Все это разные аспекты одной и той же системы.
Получается, что грех Адама и смешение языков и рассеяние народов в Вавилоне - на самом деле этапы одного процесса. Смешение языков и раскол людей на народы произошли не просто так, а стали дальнейшим отдалением разных ветвей души человечества от центра. Теперь каждую ветвь представлял не просто отдельный человек, с его отклонениями, характером и точкой зрения, а целый народ, с его общим отклонением - менталитетом, отличным от других, неспособный к полному взаимопониманию с ними.
Но начало всему процессу положил грех Адама: уже с него началось смешение языков - от святого откололся арамейский, еще похожий на него, но уже отличный. А значит, тогда же было положено начало и сопряженному процессу раскола людей на разные враждующие народы. Ибо в корне всего лежало смещение человеческой души из центра в сторону, «крен», потеря баланса. Вот почему грех Адама считается таким тяжким и фундаментальным.
Теги: Недельная глава, Адам, Вавилонская башня, Древо Познания, Святая земля