Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и комментатор Мишны

Раби Исраэль бар Гедалия Лившиц (Тиферет Исраэль; 5542-5621 /1782-1861/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Мишны.

Родился в Германии.

Учился у р. Акивы Эйгера..

Р. Исраэль считал себя также последователем Виленского Гаона. «Все мы его ученики, — писал он о Гаоне, — и все мы припадаем к роднику его Торы, вытекающему из Святая Святых. …И каждый, кто знакомится с его сочинениями, понимает: вот слова, которые прозвучали с горы Синай. …Весь мир живет под одной подобной звездой, которая поднимается на небосклон лишь один раз в тысячу лет и, падая с небес, озаряет весь мир светом Торы» (Предисловие к Биур Агра на Шульхан арух).

Подобно Гаону, р. Исраэль стремился целиком сосредоточиться на изучении Торы — он учился в уединенном месте, не снимая тфилин и завернувшись в талит. Чтобы не прерывать занятий, он нередко постился по трое суток подряд (Гдолей адорот).

В 5581 /1821/ год р. Исраэль Лившиц стал раввином в городе Вронки, расположенном на реке Одере, севернее Познани, — на польской территории, включенной в состав Прусского государства. Позднее он возглавил общину прусского города Дессау.

В 5590 /1830/ года р. Исраэль приступил к изданию своего основного труда — комментария на Мишну, озаглавленного Тиферет Исраэль (т.е. «Великолепие Израиля»). В этом обстоятельном комментарии он опирался не только на талмудические дискуссии, но и на толкования Виленского Гаона и своего наставника р. Акивы Эйгера. В заключение каждой темы автор приводил псаки (законодательные решения), основанные на выводах, содержащихся в кодексе Шульхан Арух.

В последующих поколениях комментарий Тиферет Исраэль широко изучался во всех еврейских общинах. В полных изданиях Мишны он печатается рядом с основным текстом.

В 5597 /1837/ году р. Исраэль Лившиц возглавил крупную общину г. Данцига (Гданьска) и находился на этом посту до последних лет своей жизни. В этот период он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.

Рассказывается, что один знаток Торы попросил у р. Лившица рекомендацию на свою книгу. В этой книге он предлагал решения целого ряда алахических проблем, которые поставил, но не сумел разрешить р. Акива Эйгер. Вопреки расхожему мнению о том, что проблемы, которые не смог разрешить р. Акива Эйгер, вообще не имеют решения, автору предлагаемой книги удалось разрешить все, кроме трех, — и он рассчитывал на восторженную реакцию ближайшего ученика р. Акивы Эйгера. Однако р. Исраэль Лившиц настороженно спросил: «Почему же Вы не довели работу до конца и оставили три проблемы неразрешенными?» «Поверьте, — признался автор, — я приложил все свои силы, чтобы разъяснить и эти проблемы, но мне не удалось нащупать верное решение». Вникнув в содержание книги, р. Исраэль обратился к автору: «Теперь я могу объяснить, почему Вам не удалось завершить книгу… Ведь только эти три проблемы Вы и поняли — и поэтому-то не сумели их разрешить. А все остальные Вам не удалось понять до конца» (Гдолей адорот).

Р. Исраэль Лившиц умер в Данциге в 5521 /1861/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.