Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»Рав Ицхак Зильбер

Начал соблюдать заповеди несколько лет назад, а сейчас пропали запал и радость…

Темы: Тшува, Заповеди, Радость, Бааль Тшува, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотел задать вопрос: как человеку-бааль тшува вернуться к уровню соблюдения, который был вначале?

Я бааль тшува, начал соблюдать больше четырёх лет назад. Сейчас у меня пропал запал. В жизни случился некий катаклизм, и в связи с ним медленно, но верно начало падать качество соблюдения. Не то, что я встретил русскую девушку, нет. Просто еврейская жизнь от меня ушла, так получилось.

Я продолжал соблюдать и продолжаю, но уже совершенно не на таком уровне, как было полтора, два, три года назад. Тогда был запал, радость. Можно подумать, что я слишком много на себя взвалил и просто устал, обычно ведь говорят делать все постепенно. Но, оглядываясь назад, понимаю, что я так и делал, правда.

Не буду сильно углубляться, но сейчас я в таком положении, что запала нет, всё стало привычкой, которая иногда в тягость. Пишу это будто очень открыто и жизнерадостно, хотя ситуация грустная. Просто я знаю, что ситуация поправится. Но я пока без понятия, как. Хочу соблюдать дальше, хочу так жить дальше. Но возвращаться, оказывается, не так просто. Поможете, пожалуйста? N.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, N.

Вашу ситуацию нужно разложить на составляющие. Во-первых, Вы пишете о некоей трагедии, которая Вас постигла. Такие события, конечно, могут выбить из колеи, но могут, при всей боли и душевном ущербе, и укрепить, а точнее — помочь более осмысленно и серьёзно взглянуть на свою жизнь.

Во-вторых, даже не зная Ваших конкретных обстоятельств, могу констатировать: в Вашем письме описано весьма распространённое у баалей тшува явление — после быстрого подъема, энтузиазма и радостной духовной энергии, переполняющей человека в начале пути, начинается период стагнации, внутренней апатии и даже возвращения на «круги своя». Я бы сказал, что это типичное явление на пути баалей тшува. Более того, я не только сам в своё время пережил подобное, но и наблюдал это, в той или иной степени, практически у всех, кто меня окружал.

Почему это происходит? Общий ответ достаточно прост. На первых этапах Тшувы еврею предоставляется своеобразный кредит Свыше. Творец, Которому еврей чуть-чуть приоткрывает свою душу, снимает все духовные преграды, в одночасье возносит человека, позволяя достичь таких духовных высот, которых другие добиваются долгой и упорной работой над собой в течение целой жизни. Бааль тшува на этом этапе обладает руах а-койдэш, уникальным духовным видением. Всевышний позволяет ему преодолеть многие препятствия и сразу встать в один ряд с другими своими братьями.

Но проблема заключается в том, что эта помощь с течением времени постепенно становится менее ощутимой. Человек всё больше должен опираться на те духовные силы, которые накопил сам — своей молитвой, исполнением заповедей, своим постижением Торы.

То есть, выражаясь фигурально, действие духовного «аппарата искусственной вентиляции лёгких» постепенно уменьшается, чтобы дать человеку возможность «дышать» самому. И вот тут-то и начинаются проблемы, о которых Вы пишете. Еврей вдруг оказывается как бы в «реальном» мире, «возвращается» на землю, где всё теперь зависит от его выбора.

Всевышний, как бы, отступает в тень, чтобы дать человеку самому выполнять работу и нести «полную» ответственность за свои поступки, свои мысли и свои ощущения. Творец, конечно же, не оставляет человека полностью, но помощь Творца, отныне, завуалирована, менее ощутима и становится явной лишь в исключительных случаях.

Еврей в это время, как правило, выполняет заповеди уже не столько на душевном порыве и энтузиазме, сколько с помощью осознания и понимания важности своей роли как еврея. Его действия во многом продиктованы ответственностью перед семьёй, детьми, перед народом и, конечно же, перед Творцом.

Недаром исполнение заповедей называют «игом», то есть ярмом, которое, при всей почётности и значимости, вовсе не является лёгким, если только человек не живёт этим всей душой и всеми своими устремлениями. И вот это, последнее, для бааль тшува и является проблемой и нередко — камнем преткновения.

Но что же делать? Как вернуть радость, как вновь обрести крылья и как сделать так, чтобы заповеди снова стали для бааль тшува открытием, импульсом для продвижения вперёд?

Для этого нужно разобраться, что не в порядке в душе человека, что мешает двигаться дальше.

Мне кажется, здесь три проблемы.

Проблема первая: ощущение, что не смог реализовать себя. У любого человека есть те или иные способности. У него смолоду есть те или иные пристрастия, склонность к той или иной деятельности. Когда человек возвращается к Тшуве, всё это отходит как бы на второй план, кажется ненужным и даже вредным. Но это не так. Творец даёт человеку способности и пристрастия не случайно.

Заповеди не делают всех одинаковыми и серыми. Наоборот, делая цельной душу человека, они раскрывают его, направляют способности и пристрастия его души в правильное русло. Они помогают использовать весь его потенциал для служения Творцу в самых разных плоскостях жизни. Более того, благодаря заповедям, человек осознаёт свою уникальность и ту уникальную точку приложения своих сил и способностей, специфическую область применения, в которой может осуществиться только он. Заповеди — это становой хребет жизни еврея, они поддерживают его и дают ему эталон и смысл жизни. Но способности и талант человека вовсе не растворяются от этого и не «выпадают в осадок».

Поэтому, если у Вас способности, например, к музыке, художественному творчеству, — нет никакой необходимости пренебрегать ими или «выбрасывать» их. Просто их нужно подчинить еврейскому Закону, служению Творцу, и тогда и Ваше творчество станет исполнением заповеди.

То же самое, если Вы «технарь» — найдите применение своим стремлениям, воплотите в жизнь свои идеи. Единственное условие — пусть Ваша деятельность будет подчинена законам Торы, пусть она будет подкреплена молитвой. И, конечно, важную часть Вашего дня должно занимать изучение Торы, в ней Вы обретёте вдохновение для своей деятельности, которая ни в Ваших мыслях, ни Ваших действиях не оторвётся от Ваших стремлений.

Вторая проблема семейные отношения. Судя по тем скудным сведениям о себе, которые Вы приводите, можно предположить, что Вы в данный момент не женаты. С определённого возраста эта проблема становится самой животрепещущей, и ее наличие может многое объяснить. Поэтому очень важно жениться на еврейке и по-еврейски.

Построить еврейский дом — не простая работа. Но желание его построить — главный скрепляющий материал еврейской семьи. Для баалей тшува как раз в этой области очень важно не перегнуть палку. В еврейской семье, где оба супруга — баалей тшува, муж и жена, как правило, соблюдают заповеди на разных уровнях. Поэтому необходимо с пониманием и крайней осторожностью относиться к восприятию жизни друг друга. Ничего лишнего, никаких формальностей и наигранности. Кашрут, суббота и семейная чистота — вот главные приоритеты начинающих баалей тшува. Выясните у компетентного раввина, какие конкретные моменты в этих заповедях имеют первостепенное значение, а что можно начать вводить позже.

Давайте друг другу передохнуть, выходите в свет (в рамках еврейского закона, конечно). Предоставляйте Вашей подруге отдушину — не реже раза в месяц приглашайте ее в (кошерный) ресторан, даже когда у вас уже, с Б-жьей помощью, будет дома куча детей. Дарите ей подарки, помогайте ей, читайте вместе книги, шутите (уместно), будьте друзьями, поддерживайте её, считайтесь с ней.

И, если она что-то ещё не готова принять, — не давите, объясняйте ненавязчиво и сделайте так, чтобы это было принято с радостью и теплотой, в подходящий момент, с любовью и поддержкой. Если Вы не можете отказаться от той или иной своей позиции (в каком-либо галахическом вопросе — вопросе еврейского закона), объясните это супруге по-доброму, доходчиво и логично, дав ей понять, что при всей любви и уважении к ней Вы имеете веские причины не пойти ей навстречу — при всем желании это сделать.

Третья проблема тоска по оставленному миру, удовольствиям и кругу общения. Эта проблема не менее серьёзна, чем две предыдущие. Особенно, если Вы через интернет дышите «всем воздухом мира». Особенно, если изучение Торы не стало для Вас ежедневной душевной потребностью и способом познания реальности.

Если Вы не в силах полностью оторваться от «ярмарочной карусели», оставьте от неё минимум, который, не противореча напрямую мировоззрению Торы, всё же не слишком втянет Вас в этот водоворот. Пусть тот призрачный мир приходит к вам дозами, которые Вы, по возможности, будете уменьшать, замещая их новыми и настоящими впечатлениями.

Когда Вы учите Тору, помимо обязательного и постепенного проникновения в океан Гмары, отыщите в Торе те области и темы, которые могут быть интересны и животрепещущи лично для вас. Но при всём этом — черпайте из компетентных источников, не ищите лёгких путей, переиначивая, подгоняя Тору под себя, под своё «хотение». Наоборот, постарайтесь разобраться, что за идею Тора стремится донести до Вас, и это поможет Вам смотреть на вещи «в унисон» с видением Торы.

Так, по капельке, с радостью и увлечённостью, постепенно Вы обретёте новый взгляд и новые стимулы. Читайте наши книги на святом языке. Возьмите какую-нибудь простую книгу, прочтите её от корки до корки (главное, чтобы тема Вам импонировала), потом — другую, и так далее. Я говорю о еврейской классике, книгах о еврейских мудрецах, еврейской этике и отношении к самым разным сторонам еврейской жизни. Поверьте, таких книг — несчётное множество.

Старайтесь отыскать книги, которые объяснят Вам значение каждого слова в молитвах, которые Вы произносите. Найдите книги, которые рассказывают об углублённом смысле заповедей, которые Вы исполняете или готовитесь исполнить. Это привнесёт в Вашу жизнь более глубокое осознание и дополнительный стимул.

Душевная радость исполнения заповедей, поверьте, рано или поздно, вернётся к Вам и — уже на более высоком уровне. И это будет Ваша заслуга, Ваша работа. Для этого требуется время и упорство. Ведь недаром злое начало так свирепо противодействует достижению этого результата. Но и оно, злое начало, смирится с Вашими усилиями и не сможет Вам противостоять, если, конечно, Вы сами не смиритесь с ним…

Успехов Вам в Вашей работе и много счастья!

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Тшува

Журнал «Мир Торы»

Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.

Наивность хороших людей

Журнал «Мир Торы»

Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Можно ли развить интеллектуальные способности?

Рав Яков Шуб

Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.