Темы: Иудаизм и Христианство, Кашрут, Народы мира, Праздники, Новый год, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа Новый год на работе от фирмы мне подарили купон в некошерный мясной ресторан. Можно ли передарить его нееврею или продать? И можно ли мне самому подарить нееврею такой купон? И что делать, если, допустим, от работы дарят бутылку хорошего вина?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено продать или передарить нееврею такой купон, если Вы уже получили его в подарок, но нельзя покупать такой купон, чтобы самому подарить его нееврею.
О том, можно ли принимать подарки на нееврейские праздники, мы уже писали. Сейчас давайте обсудим, можно ли передаривать некошерную пищу или дарить ее другим.
Существуют продукты, запрещенные в пищу Торой, например, рыба без чешуи и плавников, некошерные животные и т. п. Другие продукты запрещены только мудрецами, например, пища, приготовленная неевреем, молоко, надоенное неевреем и др. Но продукты, запрещенные в пищу, разрешено использовать для других целей. Это разграничение является значимым, когда мы рассматриваем вопрос о том, можно ли торговать некошерной пищей или дарить ее.
Торговля некошерными продуктами
Шулхан Арух (Йорэ Дэа 117:1) постановляет: хотя использовать некошерные продукты не в пищу разрешено (см. выше), торговать ими запрещено. Но этот запрет распространяется только на продукты, запрещенные Торой, а продукты, запрещенные мудрецами, можно покупать и продавать.
Наши мудрецы упоминают два основания этого запрета:
— Когда человек торгует некошерными продуктами, существует опасность, что он сам начнет их есть или просто попробует, чтобы определить качество продукта (ТАЗ 117:1, ШАХ 117:2).
— Когда человек торгует некошерными продуктами, у окружающих может сложиться впечатление, что он не только продает их, но и сам ест (ШАХ 117:2).
Поэтому не запрещено продавать, например, некошерных животных в зоомагазине или косметику, содержащую некошерные компоненты животного происхождения, так как в этих случаях нет основания для запрета.
Некошерные продукты в подарок и некошерная еда для работников-неевреев
Рамо (117:1) пишет, что запрет торговли некошерными продуктами включает в себя и запрет покупать такие продукты для работников-неевреев, чтобы кормить их. Поэтому руководителю фирмы нельзя будет покупать для сотрудников некошерные продукты, которые запрещены Торой, хотя сами сотрудники-неевреи, разумеется, не обязаны соблюдать кашрут.
Шах (117:3) не принимает мнения Рамо и пишет: запрещено только дарить некошерные продукты, т.к. это подобно торговле, но не запрещено покупать сотрудникам-неевреям некошерную пищу. В наше время многие полагаются на мнение Шаха.
Тем не менее, получается, что по всем мнениям нельзя дарить некошерные продукты, запрещенные Торой.
Это относится и к подарочному купону в некошерный ресторан, поскольку, используя этот купон, человек может получить только некошерную пищу. А вот талоны в супермаркет можно подарить, поскольку там можно приобрести и продукты, которые не запрещены Торой, и, даже если человек приобретет там некошерные продукты, он это сделает по собственной инициативе.
Продажа и передаривание некошерных продуктов
Шулхан Арух (117:1) говорит, что, если охотнику или рыболову попались некошерные животное или рыба, на которых он специально не охотился, то разрешено продать их и это не является нарушением запрета торговли некошерными животными.
Раби Акива Эйгер (117:1) говорит: подобно этому, если человек получил в подарок некошерный продукт, разрешено перепродать или передарить его.
Получается, что разрешено продавать или передаривать некошерные продукты, полученные в подарок от неевреев.
Нееврейское вино в подарок
Эти правила не распространяются на нееврейское вино. Проблема заключается в том, что в отличие от других некошерных продуктов, которые, как было сказано выше, запрещено только употреблять в пищу, нееврейское вино запрещено также использовать для других целей. Иными словами, запрещено извлекать любую выгоду из нееврейского вина.
Этот запрет распространяется на любое вино, изготовленное неевреем, и любые напитки на основе вина, например, коньяк, а также на еврейское «невареное» вино, если нееврей сознательно дотронулся непосредственно до вина (в таком случае следует проконсультироваться с раввином).
Раньше вино было необходимым элементом служения идолам, и, если оно использовалось для этой цели, его запрещено пить и извлекать из него иную выгоду, это запрет Торы. Поэтому мудрецы «выстроили ограду, чтобы не был нарушен запрет»: запретили использование любого нееврейского вина, чтобы это не привело в результате к использованию «идолопоклоннического» вина (Рамо, Йорэ Дэа 123:1, ШАХ 123:1, ТАЗ 123:1). Еще одна причина запрета нееврейского вина: его употребление, в конечном счете, может привести к смешанным бракам (ШАХ 123:1, ТАЗ 123:1).
Существует спор ришоним о том, остается ли в силе запрет извлекать выгоду из нееврейского вина в наше время, когда обычно вино не используют для служения. Одни галахисты полагают, что, несмотря на это, запрет остается в силе, а значит, запрещено и пить такое вино, и получать от него любую другую выгоду. Другие считают, что в наше время остается лишь запрет пить это вино, а запрет получать от него выгоду уже не актуален.
Рамо (Йорэ Дэа 123:1) приводит оба мнения и в заключение говорит, что в данном случае правильно «устрожать» — соблюдать закон в соответствии с более строгим мнением.
Поэтому нельзя покупать нееврейское вино, чтобы подарить: это будет получением выгоды от такого вина. По этой же причине нельзя и принимать в подарок нееврейское вино — это также будет получением выгоды. Более того, согласно «устрожающему» мнению нельзя будет даже передарить или продать это вино, если оно уже было получено в подарок. Но если «устрожающее» соблюдение закона связано с большими финансовыми убытками, стоит проконсультироваться у раввина.
(Один бизнесмен из Америки рассказывает, что в период нееврейских праздников, когда в его офис приходит множество подарков, он, чтобы лишний раз не усложнять себе жизнь, ввел следующее правило. Все подарки разворачивает секретарша-нееврейка. Если в упаковке — нееврейское вино или другие некошерные продукты, она изначально может брать подарок себе. Получается, что ее босс не имеет к этому никакого отношения. А если там что-то кошерное, она передает это боссу).
С уважением, Яков Шуб
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Ашер Кушнир
Они красивые, светятся, и на них игрушки висят...
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Реувен Куклин
Как смотрит еврейский закон на мою ситуацию?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Потеря денег — тоже к лучшему?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим