Темы: Зоар, Речь, Моше, Мидраш, Дарование Торы, Маараль из Праги, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Мойше Рабейну, он же Моисей, был величайшим пророком за всю историю человечества. И при этом он был косноязычным заикой… Почему? Почему же Бог его не вылечил?! Столько чудес происходит во время исхода, а Моисей так и остался заикой… Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за хорошие вопросы. Для удобства изложения повторю их по порядку. Тора рассказывает: когда Всевышний открылся Моше у несгорающего терновника и повелел ему пойти в Египет, чтобы вывести оттуда еврейский народ, Моше долгое время отказывался. Он приводил несколько причин для отказа, в частности (Шмот 4:10): «И сказал Моше Господу: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни же с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен».
Вопрос первый: что послужило физической причиной косноязычия Моше и в чём оно выражалось? Вопрос второй: в чем была истинная причина? Вопрос третий: почему Творец не исцелил Моше, а если исцелил, то когда? А теперь ответы по порядку.
Что послужило физической причиной косноязычия Моше и в чём оно выражалось? Есть мнение, что его язык был как бы «привязан» ко рту и это ограничивало подвижность языка.
Мидраш рассказывает: когда Моше, будучи маленьким ребенком, воспитывался в доме Паро, он взял царскую корону и возложил себе на голову. Царь Египта решил «ликвидировать» Моше, заподозрив, что это и есть будущий избавитель евреев. Однако сначала он посоветовался со своими мудрецами.
Некоторые советники с ним согласились, но Итро (будущий тесть Моше, который тоже был советником Паро), утверждал, что Моше — только ребенок и не понимает, что делает. Тогда решили провести «следственный эксперимент» и принесли блюдо, на которое положили золото и раскалённый уголь. Если ребенок возьмёт золото, значит, есть у него разумение и его следует казнить. Если же возьмёт уголь — прав Итро и Моше оставят в живых.
Моше уже протянул руку к золоту, и тогда ангел Гавриэль подтолкнул его руку к углю, и именно уголь взял Моше. И, как и полагается ребенку, положил в рот. С тех пор Моше стал «тяжелоуст и косноязычен». Согласно этому объяснению, косноязычие выражалось в том, что Моше не мог выговорить определённые звуки.
Однако некоторые комментаторы полагают, что причина была не физиологическая. Так, есть мнение, что слова «тяжелоуст и косноязычен» означают плохое владение египетским языком, так как Моше долгое время не практиковался в нем после того, как покинул Египет.
А есть мнение, что из-за постоянного уединения, целью которого было Б-жественное постижение, Моше не умел на должном уровне упорядочить свою речь.
Есть и еще более простое объяснение: Моше не владел «дипломатическим стилем» речи, бывшим в ходу на царских приёмах.
В чем была истинная причина? Как известно у всех материальных событий есть духовные корни, именно они являются истинными причинами происходящего. Есть несколько мнений по поводу духовного происхождения косноязычия Моше.
Книга «Драшот а-Ран» задает тот же вопрос, что и Вы: как может быть, чтобы величайший из пророков, находившийся на сверхприродном уровне, не был полностью совершенен и, более того, имел телесный порок? И отвечает: Тора и ее дарование — это высшая ценность, которой может удостоиться человеческий род. Поэтому народу, который её получит, следует дать веские доказательства истинности Торы. Чтобы не было никаких сомнений в ее Б-жественном происхождении.
Именно поэтому Моше, с одной стороны, был совершеннейшим из пророков: чтобы несомненным было Б-жественное происхождение его пророческого дара. А, с другой стороны, он по воле Небес же был косноязычен: чтобы исключить подозрение, что еврейский народ пошёл за Моше благодаря его ораторскому искусству. Ведь, как известно, человек, который умеет красиво говорить, может убедить аудиторию, что откровенная ложь — истина.
Маараль также задает этот вопрос и посвящает его рассмотрению целую главу в одной из своих книг. Вкратце: он пишет, что у человека есть «разумные» силы, такие, как зрение и слух, работа которых не требует движения. Есть материальные силы, которые работают в движении. А речь — материальная сила, проявляющаяся в движении (органов речи), — является, тем не менее, воплощением разума.
Иными словами речь — это соединение духовной составляющей человека с материальной. Поэтому у Моше, который в силу своего высочайшего духовного уровня был отдален от материальности, это отдаление выразилось в косноязычии. То есть косноязычие Моше было не изъяном, а, напротив, знаком его величия.
Заканчивая эту тему, приведу слова святой Книги Зоар: причиной косноязычия Моше стало то, что «речь была в изгнании». Чтобы понять эту формулировку, обратимся к одной хасидской книге. О еврейском народе в Египте сказано (Шмот 2:23): «… И стенали сыны Израиля от работы, и кричали, и вопль их от работы восшел к Б-гу». Здесь упоминается стенание, крик и вопль, но не речь, так как евреи в Египте были в рабстве и были подобны ребенку во чреве матери: он не является самостоятельной «единицей», а считается частью матери. Поэтому они не могли говорить, в том числе — произносить слова молитвы, а только стенать.
Понятно, что евреи в Египте не были немыми. Речь идет о том, что, если посмотреть на весь народ как на одного человека, то этот человек не был наделен даром речи, поскольку он был порабощен и не являлся самостоятельной сущностью. И Моше, душа которого включала в себя все еврейские души, сказал о себе: «Человек я не речистый».
Почему Творец не исцелил Моше, а если исцелил, то когда? Один из классических комментариев говорит, что Всевышний не излечил Моше потому, что тот об этом не молился. А не молился он потому, что не хотел принимать на себя миссию избавления народа из Египта. Однако я не видел, чтобы кто-либо прямым текстом сказал, что Моше остался косноязычным до конца дней.
Если же всё-таки предположить, что Всевышний его не излечил, то понять это можно с помощью упомянутых объяснений «Драшот а-Ран» и Маараля. С другой стороны, согласно нескольким мнениям, Моше был исцелен, расхождение только в вопросе — когда. Согласно одному из мнений, уже придя в Египет, чтобы вывести еврейский народ, Моше избавился от своего изъяна. По другому мнению, он исцелился при выходе из Египта. А мидраш говорит, что косноязычие прошло во время дарования Торы.
В связи с этим вспоминается интересная идея, которую видел в одной книге. Автор спрашивает: если, по мнению Маараля, косноязычие Моше было результатом «отдаления» души от тела, то при даровании Торы, когда духовность получила дополнительную силу, казалось бы, Моше должен был стать ещё более косноязычным. А мы знаем, что он исцелился. Как это может быть? И отвечает: при даровании Торы тело евреев также очистилось и одухотворилось. И тело Моше смогло «присоединиться» к его возвышенной душе, поэтому он исцелился.
В заключение отмечу: наличие широкого спектра мнений, не обязательно означает, что все они противопоставлены друг другу. Напротив, следует постараться найти их общий знаменатель. Так, можно сказать, что хотя «Драшот а-Ран» и Маараль приводят разные духовные причины косноязычия Моше, в главном они «согласны». Косноязычие должно было служить доказательством истинности Торы, как пишет автор «Драшот а-Ран». Но оно было не простым физическим изъяном, а показателем высокого духовного уровня Моше, как пишет Маараль.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Зеев Урман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его