Темы: Аман, Злое начало, Шломо, Мишлей, Эстер, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Объясните, пожалуйста, что значит «Ибо горящие угли собираешь ты на голову его». Спасибо. Бениамин
Шалом, уважаемый Бениамин!
Вы упоминаете очень известное и столь же интересное изречение царя Шломо. В предыдущем стихе (Мишлей 25:21) он дает мудрый совет: «Если твой враг голоден — накорми его хлебом, если испытывает жажду — напои его водой». И затем: поступая так, ты как будто собираешь горящие угли на его голову — то есть, этот прием будет надежно сдерживать врага. Ведь, невольно испытывая благодарность, он не сможет вредить тебе так, как прежде.
Кроме того, здесь имеется в виду и нечто сверхъестественное — даже тот враг, который неспособен на чувство благодарности (тем более, если и мы не заинтересованы в примирении с ним), не сможет вредить нам, потеряет необходимые ему для этого силы, если мы сумеем накормить его. Именно этим советом воспользовалась в свое время царица Эстер, пригласив злодея Амана на пир вместе с царем. Хотя Талмуд говорит и о других соображениях, которыми она руководствовалась, это было одним из них — она знала, что таким образом Аман потеряет силу вредить ей. А поскольку его замысел — погубить всех евреев империи — представлял опасность и для неё (пусть Аман и не знал, что царица — еврейка), она рассчитывала, что теперь этот замысел будет расстроен, как в результате и вышло.
В Мидраше Тэилим (34) мудрецы приводят еще одну трактовку этого стиха: если дурное начало одолевает тебя — накорми его «хлебом Торы» и напои его «водой Торы». Тора неоднократно сравнивается в наших книгах с хлебом и водой — тем, что жизненно необходимо человеку. И, как известно, Тора — лучшее (и, пожалуй, единственное надежное) средство, с помощью которого можно одолеть стремление к злу и направить свои внутренние силы на добро.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Бенцион Зильбер
Подготовка к «конкурсу на замещение должности царицы» проводилась в три этапа.
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его