Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы отвечаем Всевышнему сердцем, а не умом?

Темы: Изучение Торы, Чувства и разум, Эльяким Залкинд, Поиск истины, Сердце

Отложить Отложено

Прошу ответить мне, почему считается необходимым изучать Талмуд (толкования Торы, мнения равов и др.)?Ведь я отвечаю Г-споду сердцем, а не умом. Разве не искушённое ЧУЖИМИ мнениями сердце не более открыто Создателю? Борис

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Борис!

Разрешите разделить Ваш вопрос на 3 части и обсудить каждую из них отдельно:

1. «Ведь я отвечаю Всевышнему сердцем, а не умом».

Вы совершенно правы в том, что Всевышний ждет от нас служения «всем сердцем». Так сказано в Торе, и так нам заповедано повторять каждый день: «И люби Всевышнего, Б-га твоего всем сердцем твоим…» (Дварим 6, 5), «…любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11, 13). Чем чище сердце, чем больше человек работает над этой чистотой, тем выше уровень его служения, тем желаннее оно Всевышнему.

Но разве для этого не нужен разум? Творец дал нам эту драгоценность. Разве может быть, что, осуществляя нашу главную цель в этом мире, задачу всего Творения, служения Творцу, мы обойдемся без разума? Для чего же он дан? Для нашего устройства в этом мире? Для науки, культуры?

Всевышний сказал, создавая мир (Берешит 1, 26): «Сделаем человека… по подобию Нашему…» Раши объясняет: в чем подобие человека Всевышнему? — В его способности понимать и мыслить, постигать (лэавин у-лэаскиль). Разум строит, поднимает, углубляет человека, он учит сердце мудрости. Ведь и само сердце без озаряющего его разума замолкает и опустошается. Человек, лишенный, не дай Б-г, разума, лишен и возможности постигать сердцем.

Но, возможно, Вы имеете в виду служение с мудростью сердца, а не «холодным» умом? Именно такова, в действительности, мудрость Торы — мудрость сердца, мудрость постижения мира, истины, глубины нашей связи с Творцом. Человек, продвигающийся в изучении Торы, приучается постепенно вслушиваться в «осторожный» голос Истины, звучащий в любой изучаемой теме, взвешивать на весах разума и сердца: что сообщают мне здесь, что Всевышний открывает нам из того, что Он хочет от нас, из знания о нас самих, о мире, о Нем?

В разделе «Ваэтханан» (Дварим 4, 5-8) приводятся слова Моше: «Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Всевышний, Б-г мой, чтобы так поступать (вам) в земле, в которую вы входите, чтобы унаследовать её. Храните же и исполняйте (их), ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “Как мудр и разумен народ, этот великий народ”… И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как вся эта Тора?..»

Но ведь осуществить это можно, только изучая и постигая эти законы, всю Тору.

Тора рассказывает, что в строительстве Мишкана (переносного Храма, «Скинии Завета», где должна была пребывать Шхина —Б-жественное присутствие) могли участвовать только мудрые сердцем (хохмэй лев). А сам Ковчег Завета, который стоял в Святая Святых в Мишкане и затем в Храме, над которым пребывала Шхина, уподобляется в наших книгах сердцу мира. И это — благодаря Скрижалям Завета, которые находились внутри Ковчега. А Скрижали, как известно, — «квинтэссенция» всей Торы. С этих десяти заповедей началось дарование Торы у горы Синай. Так Тора, наполняющая сердце и живущая в нем, делает его сердцем мира.

2. «Разве сердце, не искушенное чужими мнениями, не более открыто Создателю?»

Мы уже упоминали сказанное в Торе: «…и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» С другой стороны, сказано (Бемидбар 15, 39): «…вы вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их, и (тогда) не будете следовать сердцу вашему и очам вашим…». Оба эти отрывка мы произносим каждый день, читая Шма Исраэль. И, казалось бы, они противоречат друг другу.

Дело в том, что сердце — сложный «сосуд». Оно может быть наполнено высокими чувствами, сопереживанием, мудростью, преданностью служению, оно может слышать истину, а может быть наполнено страстями, необработанными эмоциями, эгоизмом, пламенем ложных идей. Человек не рождается совершенным, он должен много работать, исправляя себя. И, тем более, в тех случаях, когда он с детства впитал чуждые мнения, почерпнутые из окружающей среды, где могут править ошибочные воззрения, неочищенные стремления. Такие вещи легко «впитываются» в сердце. Что он противопоставит этому, чтобы исправить себя, если не добавит к глубинным и искренним потребностям сердца найти истину, понять, для чего он здесь, что хотят от него, — силу разума, изучения, знания и исполнение этой истины? Тогда сердце, постепенно очищаясь светом, впитывая мудрость, становится основой служения — «всем сердцем вашим».

Но, может быть, человек способен, используя только разум, «взрастить» мудрость своего сердца, и тогда оно будет чисто и открыто Творцу?

Действительно, Тора рассказывает об одном таком человеке — нашем праотце Аврааме. По преданию, сразу после рождения его скрывали в пещере и он впервые увидел свет дня, только когда ему было 3 года. И был поражен удивительной гармонией и мудростью строения мира, который увидел. С тех пор он стал искать Источник этой мудрости — Творца мира.

Однако Всевышний наделил его с рождения особой чистотой сердца и уникальной силой постижения — видеть в любом предмете и явлении в мире замысел их Создателя, скрытый в них. И еще говорят, что его душа была воплощением души первого человека, Адама, он должен был начать исправлять то, что тот разрушил.

Но и Авраам, при всем том, открыв истину существования Творца, обратился к знанию, стал изучать Традицию, полученную Ноахом (Ноем) и его сыном Шемом (которые также были пророками) от праведников поколений, живших до Потопа, Традицию, передаваемую от сотворения мира. Сын праотца Авраама Ицхак учился у отца, а также в ешиве Шема и его внука Эвера. И сын праотца Ицхака Яаков учился в этой ешиве и у своих отца и деда. А ведь все праотцы были пророками и Сам Всевышний обучал их. И дети праотца Яакова, основатели колен Израиля, учились у отца.

Потом Всевышний даровал нам Тору на Синае, вложив в нее всю мудрость, которой хотел наделить нас, и сообщил, как исполнять ее. Научил, как передавать ее из поколения в поколение, и открыл, что через нее мы придем к служению Ему — такому, как Он хочет от нас, к исполнению цели Творения.

Поэтому учение Торы является не «чужим мнением» а знанием, дарованным Самим Творцом нашему народу и бережно передаваемым из поколения в поколение, истиной, известной уже праотцам из пророчества и из Традиции от сотворения мира.

Индивидуальности же и сути каждого человека это не противоречит, ведь Тора, в действительности, — источник жизненности нашей души, в ней и есть наша настоящая суть. И еще: у каждого из нас, вместе со всей Торой, есть и своя собственная часть в ней, по корню его души, его задаче в творении.

«Чужим» же служением (авода зара) Всевышний называет чуждые для нас «культы» других народов, чуждые Творцу, чуждые и самим тем, кто их практикует.

3. «Почему необходимо изучать комментарии мудрецов, спрашивать мнение рава?»

Об этом уже много говорилось выше, но добавим:

Сказано в книге Ийова (11, 9) о Торе: «Длиннее земли мера ее и шире моря». И в Теилим (119, 96) царь Давид говорит: «Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно».

Учение, данное нам Творцом, невероятно велико и глубоко. Ведь оно касается всех сторон жизни, всего, что есть в мире. И не только в материальном, но и в духовном. В нем — глубина замысла Творца о Своем творении. Возможно ли «открыть» его самому или разобраться в нем без опыта всех поколений пророков и мудрецов, изучавших и передававших с великим трепетом и ответственностью знание и понимание Торы следующим поколениям? Опыта тех, кто проверял и прояснял на протяжении многих поколений (и в наше время) каждую деталь Письменной и Устной Традиции?

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его