Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Рав Александр Кац, Мусар
Раби Элиэзер бар Авраам-Шмуэль Гордон (5601—5670 /1840-1910/ гг.) — выдающийся законоучитель, руководитель ешивы в Телзе (Тельшае).
Родился в маленькой деревушке возле г. Свири, входившего в Виленскую губернию. Его отец был учеником р. Хаима из Воложина (см.).
В деревне, где жили его родители, не было своего моэля, и в ночь перед обрезанием вся семья отправилась в Свирь. Они ехали на шатких санях, через лес, окружающий деревню со всех сторон, и в дороге все задремали. На одном из ухабов сверток с младенцем выскользнул из рук молодой матери и упал на снег. Через некоторое время мать пробудилась… В панике развернули сани и пустились в обратный путь. Сверток с младенцем обнаружили около дороги, в лесу, — рядом с ним стоял волк и обнюхивал его. При виде людей волк скрылся среди деревьев (Тнуат амусар т.2,с.347).
Изучал Тору под руководством отца, а затем — в ковенском мусар-штибле (доме этики), где он стал одним из ближайших учеников основателя движения Мусар р. Исраэля Салантера (см.).
Женившись на дочери ковенского богача и филантропа р. Авраама Навейзера, он целиком посвятил себя изучению Торы.
Р. Элиэзер обладал уникальной способностью мгновенно усваивать материал, и со стороны казалось, что учение давалось ему очень легко. Он не произносил изучаемые фрагменты Талмуда вслух, как делало большинство, но стремительно пробегал глазами по строчкам, как будто читая увлекательную приключенческую историю. С той же стремительностью он разрешал самые трудные и запутанные талмудические проблемы, и все выученное отпечатывалось в его сознании на долгие годы — будто выгравированное на металле (там же с.351).
В очень молодом возрасте р. Элиэзер стал ведущим преподавателем в мусар-штибле.
Его уроки по Талмуду чередовались с уроками р. Исраэля Салантера: неделю преподавал один из них, а следующую — другой (там же с.347).
В 5634 /1874/ году р. Гордон стал раввином литовского города Кельма, расположенного недалеко от прусской границы.
В этом городе размещалась ешива, возглавляемая его соучеником по Мусар-штиблу р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.), — и старые друзья, как в юности, по много часов обсуждали различные талмудические проблемы (там же с.29—30).
В конце 5643 /1883/ года р. Гордон возглавил общину и ешиву г. Телза (Тельшая).
Он пригласил в ешиву двух молодых, одаренных преподавателей: своего зятя р. Йосефа-Лейба Блоха (см.) и недавнего выпускника Воложинской ешивы р. Шимона Шкопа (см.) — они курировали младшие группы учеников, а р. Гордон — старшую.
Уроки р. Гордона и его молодых сподвижников строились на глубоком осмыслении талмудического текста и на постижении скрытых мотивов, побуждающих мудрецов Талмуда принимать то или иное алахическое решение (там же с.348).
За короткое время ешива привлекла множество учеников со всех концов литовского края, и р. Гордон был вынужден опубликовать в газетах объявления о том, что его ешива не в состоянии принимать новых учеников — и поэтому «каждый, кто вопреки этому объявлению, приедет в Телз, потратит деньги на дорогу напрасно» (Р. Х.-Ш. Розенталь, Тора йевакшу мипиу с.22).
В 5650-х /1990-х/ годах ешива Телза приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы, и число студентов в ней достигло четырехсот.
Сотни ее выпускников стали главами общин и ешив по всему еврейскому миру — среди них такие духовные лидеры следующего поколения, как р. Эльханан Вассерман (см.) и р. Йосеф-Шломо Каханман (Рав из Поневежа; см.).
В эти годы р. Гордон вошел в число самых авторитетных законоучителей поколения — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
Его алахические респонсы были собраны в книгу Тшувот раби Элиэзер (Ответы р. Элиэзера).
Наряду с раввином Вильно (Вильнюса) р. Хаимом-Озером Гродженским (см.) и раввином Бриска (Бреста) р. Хаимом Соловейчиком (см.), р. Гордон стал учредителем организации Кнессет Исраэль (Собрание Израиля), объединившей харедимные общины Российской империи. Позднее, также при его активном участии, на основе этой организации была создана всемирная конфедерация харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).
В 5667 /1907/ году р. Гордон был приглашен занять пост главного раввина Йерушалаима — он уже собрался в дорогу, но врачи, обнаружившие у него серьезную болезнь сердца, категорически запретили резко менять климат (Тнуат амусар т.2,с.354).
В 5668 /1908/ году в Телзе вспыхнул пожар, уничтоживший значительную часть города, в том числе, и здание ешивы — после этой трагедии р. Гордон, которому уже было около семидесяти лет, целиком посвятил себя сбору средств на восстановление ешивы и домов погорельцев.
Р. Гордон посетил несколько крупных городов литовского края, а в начале 5670 /1910/ года отправился в поездку по богатым общинам Англии. Он скончался от разрыва сердца после выступления на благотворительном вечере в Лондоне четвертого адара 5670 /1910/ года (там же). В Лондоне он был и похоронен.
Во главе ешивы его сменил зять р. Йосеф-Лейб Блох. После второй мировой войны ешива Телз была возрождена в американском городе Кливленде; позднее ее отделения были созданы также в Нью-Йорке и Чикаго.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.