Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Б-г позволил магам фараона повторить две первых казни?

Темы: Рав Реувен Куклин, Свобода выбора, Колдовство, Десять казней

Отложить Отложено

Зачем Б-г позволил магам фараона повторить 2 первых казни? Зачем это было нужно? Что это за силы? Игорь, Минск

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Игорь,

Несомненно, силы, которыми пользовались маги фараона — это те силы, которыми дал им Творец возможность пользоваться (см. Колдовство и Иудаизм). Однако Вы задаёте очень верный вопрос. Если цель казней была — показать, что Б-г властвует над всем миром, почему же Творец позволил магам повторить эти казни?

Приведу в качестве примера следующую ситуацию. Как-то разговаривал с нерелигиозным студентом Беэр-Шевского университета, и он мне сказал: «Я очень рад тому, что недавно канадские учёные доказали: рассечение Йам-Суфа (Чермного моря) — вовсе не чудо, это вполне может быть природное явление. Такие природные явления могут происходить раз в 50 000 лет». Я ему ответил, я что тоже рад этому заключению канадских учёных. Почему же? Потому что это показывает: канадские учёные тоже верят, что рассечение Йам-Суф имело место. Если бы они не верили, они не пытались бы доказать, что это происходило естественным образом. Ведь никто не пытается доказать, что чудеса, описанные в сказках братьев Гримм, могли иметь место в реальности.

Если же они признают, что море расступилось; и согласны предположить, что «случайно» именно тогда, когда еврейский народ спасался от египтян, как раз закончились очередные 50 000 лет; и именно после того, как весь еврейский народ прошёл через море, оно сомкнулось, и египтяне утонули, — если они согласны допустить возможность таких «совпадений», то на здоровье.

И я добавил, что канадские учёные были не первыми, кто высказал такое предположение. Их опередили египтяне. В Торе (Шмот 14, 21) рассказывается, что когда Моше простёр руку, как ему повелел Всевышний, в сторону моря, Всевышний послал восточный ветер, и это привело к тому, что море расступилось.

Спрашивает Рамбан: для чего Всевышнему понадобилось посылать этот ветер? Ведь Он может сделать так, чтобы море расступилось без всякого ветра. Отвечает Рамбан: это было нужно для того, чтобы ввести египтян в заблуждение. Они сказали себе: это вовсе не чудо, просто раз в 50 000 лет дует сильный ветер, который может рассечь море. Говорит Рамбан: египтяне должны были задуматься, как же это так, ветер рассекает море именно тогда, когда евреям нужно спасение? Но, говорит Рамбан, они не задумывались обо всём этом из-за великого желания причинить зло евреям.

Мы видим, что египтяне опередили канадских учёных, объяснив рассечение Йам-Суф (Красного моря) действием природных факторов. Однако если бы они стремились узнать истину, они смогли бы её узнать. Отсюда видно, что, даже творя чудеса, Всевышний оставляет человеку свободу выбора. Тот, кто захочет узнать истину, увидит в чудесах чудеса и поймёт, что их невозможно объяснить природными явлениями. Однако человек, который не захочет раскрыть глаза на истину, её не увидит.

Так же дело обстоит и с первыми двумя казнями. Б-г их сделал таким образом, чтобы они были похожи на колдовства, которые маги фараона в состоянии сделать, для того чтобы у египтян оставалась свобода выбора. Тот, кто захочет узнать истину, увидит различие между чудесами, которые показал Моше, и такими же чудесами, совершёнными магами. Ведь, несмотря на то, что маги фараона смогли повторить эти действия: превратить воду в кровь и наслать лягушек, они, в отличие от Моше, не смогли прекратить эти казни. Фараон обращается именно к Моше с просьбой их прекратить.

Мы видим, что, даже творя чудеса, Всевышний оставляет человеку свободу выбора: понять истину, которую должны открыть чудеса, или закрыть глаза на эту истину, её не увидеть.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Колдовство и Иудаизм

Материалы по теме

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Что значит «высчитывать времена»?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Доказательство истинности Торы

Рав Реувен Куклин

От некоторых казней евреи пострадали так же, как египтяне?

Рав Овадья Климовский


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше