Носить при себе средства самообороны, или полагаться только на Б-га?9 сентября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Меламед Шалом! Допустимо ли носить при себе разрешенные законом средства самообороны (газовый пистолет или газовый баллончик) для защиты от возможного нападения со стороны злоумышленников, или же необходимо полагаться исключительно на Бога и на Его защиту? В городе, где я и моя семья живём, особенно по праздникам, да и вечером в будние дни, на улицах много пьяных, со стороны которых возможна агрессия. Спасибо. Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к контактным единоборствам и спорту в целом?3 сентября 2013 года, отвечает Рав Довид Хунис Здравствуйте. Хотелось бы узнать, как иудаизм относится к контактным единоборствам и спорту в целом. Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Чьи ноги встанут на Масличной горе?2 сентября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам Читать дальше |
|
Почему религиозные не идут в ногу со временем?1 сентября 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир К моему удивлению, я неоднократно встречала высокообразованных религиозных людей. Не пойму, как сочетается современный прогресс с безнадёжно устаревшей религиозной жизнью? Почему вы не идёте в ногу со временем? Читать дальше |
|
Меня спрашивают: как Б-г может быть везде? Ведь не подобает Ему быть в местах нечистот?30 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Мне задаёт один человек такой вопрос: «Как Б-г может быть везде, если Он пречист и не подобает Ему быть в местах нечистот и т.п.». Как ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
Мертвые ничего не знают?29 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Хотел бы получить ответ на вопрос касательно жизни после смерти и осмысленного существования души в загробном мире. В процессе прочтения Священного Писания наткнулся на некоторые тексты, которые я не могу понять в свете позиции иудаизма на эти вопросы. Приведу краткий перечень: Собственно вопрос: как эти тексты согласуются с понятиями иудаизма о загробной жизни умерших, тем более осмысленной? Заранее спасибо за ответ. Эдуард Читать дальше |
|
В книге пророка Малахи написано о десятине и возношениях. О чем говорит пророк?26 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Читаю онлайн ТаНаХ. Подскажите, в книге пророка Малахи 3:10 написано о десятине и возношениях. От чего необходимо приносить десятину, и какой размер возношений? Где можно узнать подробно, когда, сколько и какие приношения приносить Б-гу? Куда необходимо приносить десятину и возношение? Александр Читать дальше |
|
Обязался дать цдаку, теперь нельзя отказаться?23 августа 2013 года, отвечает Рав Бенцион Меламед Шалом, хотелось бы задать вопрос: является ли обетом (или клятвой) взятие на себя положительных («делай» — в отличие от отрицательных — «не делать чего-либо») обязательств (например, увеличение финансовой помощи кому-либо)? И в случае желания отказаться от этого нужно ли производить обряд «отказа от обета»? Большое спасибо Читать дальше |
|
Как спастись от алкоголизма?22 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь человеку, который пьёт много алкогольных напитков (самогон)? Спасибо. И. Читать дальше |
|
Где в Торе сказано про бар-мицву и бат-мицву?20 августа 2013 года, отвечает Рав Дов Мушинский Шалом алейхем. Где в Торе написано про бар-мицву и бат-мицву? Читать дальше |
|
Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу?19 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, рав! Скажите, пожалуйста, как надо правильно праздновать шабат, когда лучше накрывать на стол, когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу? Читать дальше |
|
Можно ли радоваться собственным добрым делам?15 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е. Читать дальше |
|
Почему ашкеназы, сефарды, хасиды и Хабад молятся по-разному?14 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Почему ашкеназим, сфарадим, хасиды и Хабад (Любавич) молятся (Шахарит — утреннюю молитву) по-разному? Читать дальше |
|
Имя влияет на судьбу?13 августа 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, ув. раввины. Вот, пытаемся подобрать имя для девочки из четырёх имён прародительниц. И не только… Имена все очень красивые, а судьбы женщин ОЧЕНЬ непростые, даже в некоторых случаях трагические. Например, Рахиль умирает после рождения ребёнка, Лея — нелюбимая жена, у Сары детей не было до поздней старости… А Хавва вообще самая первая ослушалась Всевышнего… Михаль, Тамар… Батья… Вопрос: не будет такие трагические аспекты судеб этих исторических людей влиять на жизнь девочки, не повторит ли она ту же судьбу, нося имя одно из перечисленных выше (бездетность, смерть после рождения ребёнка, нелюбовь мужа и т.д.). Или же можно рассматривать все эти истории философски?! Безусловно, мы не знаем, что нам уготовлено свыше, но имя, всё же, влияет на судьбу???… А хотелось, чтобы ребёнок жил и был счастлив. И как поступить?!! Заранее спасибо, Л. Читать дальше |
|
Неужели Моше предался гордыне?12 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Климовский! Спасибо за ответ про ангела милосердия. Позвольте вопрос о наказании Всевышним Моше за фразу «А что слишком трудно для вас, представьте мне» (см. Раши на Бамидбар 27:5). Неужели для Всевышнего эта фраза в устах Моше (Дварим 1:17) прозвучала излишне горделиво? Ведь подобное (или то же самое?) установление было принято Моше по совету Итро с согласия Творца (Шемот 18:19—24 и см. Раши там) И кроме того сама Тора свидетельствует, что Моше — скромнейший из людей. Спасибо за разъяснения. Александр Читать дальше |
|
Работа начинается рано утром. А когда же молиться?8 августа 2013 года, отвечает Рав Моше Сытин Уважаемый раввин! У меня работа начинается очень рано утром: в 4 часа утра я уже должен выходить из дому. Скажите, пожалуйста, могу ли я в связи с этим возлагать тфилин и молиться Шахарит примерно в 3:15 утра, не слишком ли это рано? Спасибо заранее! Читать дальше |
|
Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?7 августа 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого». Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С. Читать дальше |
|
Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!4 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
Неужели человек может снова вернуться в этот мир?1 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Меня очень интересует тема о переселении души. Неужели человек может снова вернуться в этот мир? А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя? Ведь какая мне разница, что будет с какой-то частичкой меня, которая была сформирована из душ моих родителей, прошлой жизни какого-то человека, которая даже не будет ощущаться другим человеком. Мне важно понять: где буду я? Читать дальше |
|
Мне приснилось несколько похожих снов. Что они могут значить?31 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом! Мне приснилось несколько похожих снов. В одном из них — я в нашей синагоге, вижу там своих знакомых, тех, кто учил меня молиться. После этого приснилось еще два сна. В одном из них — я сопровождаю нашего раввина в разные старые разрушенные дома и вместе мы ищем следы от мезуз на косяках. А во втором — я стою напротив него, очень хочу что-то спросить, но так и не спрашиваю. Что могут значить эти сны? Р. Читать дальше |
|
Из чего делали корпус и коробочки тфилин, когда не было пластмассы?30 июля 2013 года, отвечает Рав Леви-Ицхак Кантарович Шалом алейхем. Из какого материала раньше делали корпус тфилин и его коробочки, ведь не было тогда пластмассы? Читать дальше |
|
Можно ли пользоваться электрическим ингалятором в субботу?29 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, уважаемый Рав! У меня возник вопрос по использованию электрического ингалятора в Шаббат. Ребёнку 3.5, часто болеет простудой, которая сразу переходит в астматический синдром. Основное лечение, которое нам прописывают, — вентолин, или соляной раствор в виде ингаляции (мы пользуемся аппаратом фирмы LIFE, с детской маской). Вопрос: возможно ли заранее, до наступления Шаббата подготовить лекарство и поставить аппарат на шаон Шаббат? Заранее благодарен за ответ! Читать дальше |
|
За что ненавидят евреев?28 июля 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Не могу понять, за что постоянно ненавидят евреев, ведь, вроде, причины всё время разные? Можете ли вы объяснить, в чём корни антисемитизма? Можно ли его избежать и что для этого надо предпринять? Читать дальше |
|
Зачем принимать на себя субботние ограничения до наступления субботы?26 июля 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. В последнее время столкнулся с призывами глав поколения досрочно принимать на себя субботу. И хотелось бы понять — что это значит? Несомненно, сказанное евреем (принятое им решение) создает определенную реальность. Как говорил р. Нахум Диамант: откуда знаем, что у еврея святые уста? После того, как еврей сказал, что часть урожая предназначена коэну, если от неё будет есть не-коэн, его может ожидать смерть от руки Небес. Это же касается и новомесячья: согласно закону, новый месяц начинается тогда, когда объявили о его наступлении, даже если судьи объявили его «не в тот день» по ошибке или намеренно. Но субботу освятил Сам Творец, её наступление от нашего решения не зависит. Можно было бы сказать, что принятие на себя субботних ограничений до наступления субботы — средство возвести ограду, чтобы труднее было нарушить закон. Но эти призывы адресуются, в основном, харедимному сообществу, где и без того к Шаббату относятся весьма трепетно. Мало того, досрочное принятие субботы иногда рекомендуют (видел это несколько раз), например, как средство для излечения больных. Спасибо. В. Читать дальше |
|
Есть ли разница, где ставить хупу — на улице или в помещении?25 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Скажите, есть ли разница, где ставить хупу — на улице или в помещении? Читать дальше |
|
Что делать с посудой, которой пользуются уже много лет, но в микву не окунали?23 июля 2013 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом! Скажите, пожалуйста, что надо делать с посудой (тарелками и кастрюлями), которой пользуются уже много лет, но не было сделано твилат келим (посуду не окунули в микву)? Читать дальше |
|
Обещал товарищу, что о своей помолвке сообщу ему первому...22 июля 2013 года, отвечает Рав Дов Мушинский Шалом алейхем. Однажды, когда я разговаривал с товарищем по телефону, он у меня спросил, как у меня дела на личном фронте. Я ему сказал — никак, и он сказал мне: «Надеюсь, что ты мне, как у тебя будет шидух, скажешь первому». И тут же у меня изо рта вылетела фраза «Бэ-эзрат Ашем» (с Б-жьей помощью). Как отменить этот нэдер (обет)? И в случае, если я его отменю по Вашим указаниям, это не будет хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего)? Просто хочу выполнить другую заповедь — почитания родителей — и в первую очередь поставить их в известность, а не товарища. Читать дальше |
|
О ком говорит пророк? О падшем ангеле — как-то по смыслу не подходит...21 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Иезекииль 28—17. О ком речь? Христиане пишут, что о падшем ангеле, но как-то по смыслу не подходит. С уважением, К. Читать дальше |
|
Поминальные молитвы (Кадиш Ятом) появились в средние века в Европе в связи с гонениями?19 июля 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Уважаемый рав! Правда ли, что поминальные молитвы (Каддиш ятом) появились в эпоху средних веков в Европе в связи с гонениями? Так поздно! Тогда получается, что они — это, скорее, влияние неевреевских поминовений? Что отвечать на такие аргументы, и почему Тора молчит о правилах посещения кладбищ и поминовениях? И другой, связанный с этим вопрос: в чем сам смысл поминовений? Только уважение и почтение к умершему или что-то еще? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Считал себя неуязвимым?18 июля 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Уважаемый рав, почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира (см. ниже)? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили о том, как найти Шамира, самого Творца? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное? Я из начинающих интересоваться еврейской традицией. Многое непонятно. На лекциях иногда рассказывают совершенно удивительные истории. Как, например, история со времён Второго Храма о том, как раввины попросили Ашмедая помочь им уговорить римского чиновника не воевать с евреями. Они согласились на том, что Ашмедай вселится в дочь чиновника (или императора, не помню). И когда девушка начнёт бесноваться, раввины помолятся ей на ухо и Ашмедай отпустит её. Так и было. Демон начал мучить девушку к ужасу всех присутствующих, пока раввины не помолились. Почему те раввины и царь Шломо не боялись царя демонов??? Что за просьбы помощи нечистому? Спасибо. М. Читать дальше |
|
Человек благоразумный скрывает знание?17 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Читаю Писание, «Мишлей», и некоторые предложения вызывают недопонимание: Мишлей 12:23. Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Мишлей 23:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца. Мишлей 23:23. Правду купи, и не продавай мудрости и учения разума. Мишлей 25:22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. М. Читать дальше |
|
Можно ли праздновать день рождения 9 ава?16 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Мой день рождения приходится на 9 ава (23.07.1950). Есть ли какие-то послабления для того, чей день рождения выпал на такой тяжелый день, т.е. принимать поздравления, радоваться и т.д. Лианора Читать дальше |
|
Что можно изучать во время поста 9 ава?16 июля 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемые раввины! Что можно учить 9 ава, в день, когда запрещено изучать Тору? С уважением, Вольф. Читать дальше |
|
Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?15 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
В Танахе описано сожжение умерших?14 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Прочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А. Читать дальше |
|
Нужно ли идти на свадьбу к дочери раввина, если нет приглашения?12 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Вопрос очень актуален, если есть возможность, ответьте сегодня. В нашем городе у дочки главного раввина свадьба, гости были приглашены по письменным приглашениям. Насколько принято для тех, кто официально не был приглашен, тоже прийти на свадьбу, но только, допустим, через 2 часа после официального начала церемонии? И насколько важно присутствовать на еврейской свадьбе, если даже официально не был приглашен? С уважением, Меир Читать дальше |
|
Я слышал, что с 17-ого Тамуза до 9-ого Ава запрещено есть мясо и пить вино. Так ли это?11 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Я слышал, что запрещено есть мясо и пить вино в дни «бейн а-мецарим». Так ли это? Если да, то можно ли есть куриное мясо или пить виноградный сок? Акива Читать дальше |
|
Почему Невухаднецару приснились только четыре империи?10 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав. У меня вопрос по поводу толкования сна Даниэлем для Навуходнецера. 1. Почему сон затрагивает только 4 империи: вавилонскую, персидскую, греческую, римскую? Если говорится только об империях, затронувших евреев, то нужно было бы перечислить почти все империи. Если говорить о самых важных, то почему нет египетской, византийской и т.п.? По какому принципу сон затрагивает только лишь некоторые из империй?.2 Есть ли связь между Нимродом и Навуходнецером? Так как только эти два царя упоминаются как цари Вавилона больше всего в Торе. И только эти цари играют роль. Спасибо. Эрик Читать дальше |
|
Есть ли какая-то специальная молитва или сгула против лени?9 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемый рав! Мой вопрос может показаться глупым, но существует ли какая-нибудь специальная молитва или сгула против лени? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?8 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые раввины, почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов? Читать дальше |