Темы: Бат мицва, Дов Мушинский, Бар мицва
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем. Где в Торе написано про бар-мицву и бат-мицву?
Шалом алейхем, уважаемый Артур,
Спасибо Вам за вопрос.
Бар-мицва (дословно — «сын заповеди») и бат-мицва («дочь заповеди») — так называют мальчиков и девочек, когда они становятся взрослыми. Мальчик достигает религиозного совершеннолетия в тринадцать лет, девочка — в двенадцать. Их «взрослость» означает, что они обязаны исполнять все заповеди (мицвот) и сами отвечают за свои поступки. В этом возрасте молодые люди — индивидуально и как часть общины — вступают в те отношения с Б-гом, которые называются Заветом.
В Письменной Торе не указан возраст, в котором ребенок становится бар- или бат-мицвой. Мишна в трактате Авот (глава 5, мишна 21) гласит: «С пяти лет изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди». Но почему именно тринадцать лет Мишна называет тем возрастом, в котором начинают исполнять все заповеди?
Как известно, «все меры даны Моше на Синае устно». Речь идет о системе мер, весов и размеров. Но это также относится и к возрасту, начиная с которого еврей принимает на себя «бремя заповедей» полностью. Правда, и в Письменной Торе есть намек на этот возрастной рубеж. Говоря о том, как сыновья Яакова, Шимон и Леви, ворвались в город Шхем, Тора называет каждого из них словом иш — «муж», то есть взрослый мужчина: «И взяли… каждый мужчина свой меч» (Берешит 34:25). Леви в тот момент было ровно 13 лет. Отсюда следует, что самый младший возраст, начиная с которого еврей называется мужчиной, — 13 лет (Шимон был старше). С другой стороны, когда Тора говорит о заповедях, исполнение которых равно обязательно и для мужчины, и для женщины, она употребляет выражение иш о иша («мужчина или женщина»). Значит, исполнение заповедей Торы возложено только на тех, кого уже можно назвать иш или иша. Кстати, Бецалелю было 13 лет, когда Вс-вышний «назначил» его руководить строительством Мишкана (Скинии), наделив мудростью сердца, и он справился со своей столь возвышенной и трудной задачей.
И еще один намек на этот возраст мудрецы нашли в книге Йешаягу (43:21): «Этот народ (ам зу) создал Я Себе — о Моей славе поведают». Гематрия (числовое значение) слова зу — 13. То есть, только достигнув тринадцатилетнего возраста, сыны этого народа обязаны возвещать о славе Вс-вышнего (по материалам книги рава И.-М.Лау «Практика иудаизма в свете устной Торы»).
С уважением, Дов Мушинский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
У евреев Торы праздник — каждую неделю!
Злата Грайбер
Рав Бенцион Зильбер
Что это значит?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Ципора Харитан
Что делать, чтобы это время как-то пережить?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»
Двора была не только обращенным в еврейство, но еще и удочеренным ребенком. В связи с достижением ею возраста бат-мицвы это порождало некоторые дополнительные вопросы.
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Рав Бенцион Зильбер
По-нормальному или по-еврейски?
Рав Реувен Куклин
Если в своё время человек не прошёл эту церемонию?
Авраам Коен
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его