Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Хеврон, Алия, Рав Александр Кац, Погром, Мусар, Ешива Слободка
Раби Моше-Мордехай бар Цви-Хаим Эпштейн (Левуш Мордехай; 5626—5694 /1866—1933/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда.
Родился двадцать первого адара 5626 /1866/ года в литовском крае.
Учился в Воложинской ешиве. Прославился как илуй (вундеркинд).
К пятнадцати годам освоил более половины Вавилонского Талмуда (Гдолей адорот).
Занимался также в доме учения г. Кельма под руководством одного из основателей этического движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма; см.).
Р. Эпштейн женился на дочери знаменитого богача и знатока Торы из Ковно (Каунаса) р. Шраги Франка, также принадлежащего к кругу основателей движения Мусар.
Поселившись в Ковно, р. Эпштейн изучал Тору в хавруте (паре) с другим выпускником дома учения в Кельме р. Исером-Залманом Мельцером (см.) — они были женаты на родных сестрах.
В эти годы р. Эпштейн стал одним из основателей и руководителей молодежной организации Нецах Исраэль (Вечность Израиля), занимающейся заселением и освоением Земли Израиля.
В 5650 /1890/ и 5651 /1891/ первом году он дважды посетил Святую Землю и от имени организации приобрел крупный земельный участок, на котором было построено новое сельскохозяйственное поселение Хадера. Внутри этого поселения он купил просторный надел для своей семьи (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3 с.72).
В 5654 /1894/ году р. Эпштейн был приглашен на должность ведущего преподавателя в ешиву Кнессет Исраэль, основанную в пригороде Ковно, Слободке, одним из руководителей движения Мусар р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.). Вторым преподавателем ешивы стал хаврута р. Эпштейна — р. Мельцер. С их приходом ешива в Слободке приобрела статус мирового центра изучения Торы.
В 5657 /1897/ году р. Эпштейн, которому едва исполнилось тридцать лет, был назначен главой ешивы в Слободке.
Его уроки отличались особым стилем: он ставил перед учениками сложнейшую алахическую проблему, а затем, в поисках ее решения, совершал увлекательный экскурс по многим разделам талмудической литературы. Перед учениками развертывалась широчайшая панорама идей и концепций — а в конце пути проблема решалась, как правило, самым неожиданным образом (Тнуат амусар 3 с.34).
Впоследствии на основе уроков, проведенных в ешиве, им была создана книга Левуш Мордехай (Одеяние Мордехая), в которой рассматривались трактаты Талмуда, наиболее часто изучаемые в ешивах, — Йевамот, Гитин, Бава кама, Бава меция, Бава батра, а также все четыре раздела кодекса Шульхан арух.
Разработанный им метод эвристического анализа талмудических проблем оказал значительное влияние на систему преподавания во многих ешивах мира.
Р. Эпштейн принял на себя и заботу о материальном обеспечении ешивы. Он направил посланцев для сбора средств во многие богатые общины мира — его представители добрались даже до Африки и Америки. Благодаря его усилиям, к концу 5660 /1900/ года удалось завершить строительство нового здания для ешивы, в которой к этому времени занималось уже более трехсот студентов.
В 5670 /1910/ году, в дополнение ко всем своим обязанностям в ешиве, р. Эпштейн был избран раввином Слободки.
С началом первой мировой войны, когда линия фронта подошла к Ковно, р. Эпштейн и его ученики были выселены в глубь Российской империи — сначала в Минск, а затем, в 5676 /1916/ году, — в Кременчуг. Здесь они пережили все ужасы Гражданской войны: быстрый переход города из рук в руки, нападения различных банд, погромы, эпидемии, голод. Только в 5681 /1921/ году ешиве удалось вернуться в Литву, ставшую к тому времени независимым государством.
Вновь обосновавшись в Слободке, ешива пережила пору расцвета — число студентов возросло до пятисот (Тнуат амусар 3 с.62).
В послевоенные годы р. Эпштейн стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения. В 5683 /1923/ году он принимал участие в работе Второго конгресса всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля) и был избран в руководящий орган этой организации Моэцет гдолей Тора (Совет выдающихся знатоков Торы).
К этому времени ежемесячный бюджет ешивы составил около пяти тысяч долларов, и в начале 5684 /1924/ года р. Эпштейн был вынужден отправиться в США, чтобы, опираясь на свой высочайший авторитет, обеспечить ешиву необходимой материальной поддержкой. Тем временем его зять р. Йехезкель Сарне (см.), помогавший ему в руководстве ешивой, выехал в Землю Израиля. В городе Хевроне, далеком от партийных и идеологических разногласий, он подготовил базу для постепенного перевода туда ешивы. В течение 5685 /1925/ года из Слободки в Хеврон прибыла первая сотня учеников (там же с.71—73).
В первый день месяца адар 5685 /1925/ года р. Эпштейн, возвратившись из США, присоединился к своей ешиве в Хевроне. Пол года спустя, в месяце элуле, он вновь посетил Слободку, чтобы позаботиться об оставшейся там части учеников, а оттуда направился с целью сбора средств для ешивы во второе, продолжительное, турне по США — до конца 5687 /1927/ года.
В середине зимы, восьмого тевета 5688 /1928/ года, он окончательно, вместе со своей семьей, обосновался в Земле Израиля, осуществив мечту своей юности.
К этому времени количество учеников в Хевроне возросло уже до двухсот, причем, сорок из них прибыли из США, и еще несколько из Англии и других европейских стран. Многие арабы сдали свои дома в аренду для студентов, и центр Хеврона превратился в еврейский квартал, жизнь которого вращалась вокруг ешивы.
Восемнадцатого ава 5689 /1929/ года арабы Хеврона, с которыми у сотрудников ешивы были установлены, как им казалось, добрососедские и даже теплые отношения, напали на еврейский квартал и со звериной жестокостью убили около семидесяти человек: стариков, детей, женщин. В число погибших входило двадцать четыре студента ешивы — и многие были ранены; погромщики сожгли шестьдесят свитков Торы (там же с.77—79,86—87;Везэ шаар ашамаим с.479).
После пережитой трагедии р. Эпштейн перевел ешиву в Йерушалаим.
На иерусалимском вокзале его встречали все ведущие мудрецы святого города во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом-Хаимом Зонненфельдом (см.). Пожав руку р. Эпштейна, р. Зонненфельд во весь голос произнес: «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, наделивший Своей мудростью тех, кто трепещет перед Тобой» — это благословение, в соответствии с законом, произносится при виде великих знатоков Торы (Гдолей адорот).
Р. Моше-Мордехай Эпштейн умер второго кислева 5694 /1933/ года.
Во главе ешивы, которую стали называть Хеврон в память об учениках, погибших во время погрома, его сменил зять р. Йехезкель Сарне; а начиная с 5732 /1972/ года, во главе ешивы встал второй его зять и ближайший ученик — р. Моше Хеврони (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Ночь перед праздником Йом-Кипур