Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Хасиды, Александр Кац
Раби Шимон-Нета бар Давид-Шалом Бидерман (р. Шимон-Нета из Лелова; 5629—5690 /1869—1929/ гг.) — хасидский наставник.
Происходил из рода царя Давида.
Его прапрадед, р. Давид Бидерман (см.), основал хасидский «двор» в галицийском городке Лелове, а его прадед, р. Моше из Лелова (см.), перенес «двор» на Святую Землю, в Йерушалаим.
Р. Шимон-Нета родился в Лаг баомер 5629 /1869/ года в г. Цфате.
Через полгода после своей бар-мицвы он женился на Хане-Рейце, дочери краковского хасида р. Йосефа Зейнвирта, прямого потомка таких выдающихся мудрецов, как р. Давид Алеви (Таз; см.) и р. Шабатай Акоэн (Шах; см.).
В 5653 /1893/ году р. Шимон-Нета отправился в Польшу, чтобы учиться у прославленных хасидских наставников. Несколько лет спустя он вернулся в Йерушалаим, где занимался в ешиве кабалистов, созданной р. Шимоном Лидером (см.).
Первая мировая война застала его во время очередного посещения польских наставников — не сумев вернуться в Землю Израиля, он поселился в Кракове и основал там собственный «двор», привлекавший множество хасидов со всей Польши.
В 5686 /1926/ году р. Шимон-Нета возвратился в Йерушалаим и унаследовал «двор» своего отца. Он стал одним из духовных лидеров хасидов Святой Земли.
Р. Шимон-Нета умер в пост Гедалии 5690 /1929/ года. Похоронен на Масличной горе, рядом с могилами деда и отца.
Во главе леловской общины Йерушалаима его сменил сын р. Моше-Мордехай из Лелова (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»