Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Величайший мудрец, талмудист и раввин Средневековья Раби Шломо Ицхаки (Раши)

Раби Шломо Ицхаки (1040-1105), автор классического комментария на Тору и Талмуд. Родился и умер в Труа, Восточная Франция. Выходец из семьи, ведшей родословную из дома Давида. Учился у лучших раввинов своего времени в ешивах Вормса и Майнца, Лотарингия. Уже в двадцатипятилетнем возрасте создал собственную талмудическую школу,

ставшую средоточием еврейской науки.

Большинство своих комментариев создал во время занятий с учениками. Колоссальный труд, объемлющий почти все книги Танаха и большинство трактатов Вавилонского Талмуда, быстро приобрел всеобщее признание и вытеснил все принятые в то время толкования. Язык Раши отличается простотой, емкостью и силой проникновения в материал. Стараясь разъяснить точный смысл каждого слова и выражения, Раши одновременно заботился о том, чтобы дать ответы практически на все возникающие вопросы.

Без комментариев Раши нельзя изучать ни Танах, ни Талмуд. На этом основании его называют «учителем поколений». Кстати, первой печатной еврейской книгой был сборник его комментариев (1475, Италия).

Чтобы добыть средства к существованию, великий ученый занимался виноградарством, одновременно исполняя обязанности раввина городской общины. Ему довелось стать очевидцем первых крестовых походов, когда были разгромлены сотни цветущих еврейских общин в долине Рейна.

Отличаясь необычайной скромностью, кротостью и добротой, он снискал любовь современников. О его гениальности и провидческих способностях рассказывали легенды. Вот одна из них. Находившийся в дружеских отношениях с Раши руководитель первого похода в Палестину Готфрид Бульонский якобы спросил его в час расставания о своей судьбе и услышал в ответ, что войдет с войсками в Иерусалим, будет править три дня, но после разгрома бежит и вернется домой на трех конях. Так и произошло, с одним исключением — домой он вернулся на коне в сопровождении трех всадников. Чтобы показать ученому еврею, что тот ошибся, Готфрид первым делом бросился к Раши, но при въезде в город под одним из слуг пал загнанный конь. Смущенный, вошел герцог в дом мудреца и там узнал, что тот скончался три года назад.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше