Из цикла «Великие раввины», темы: Воспитание детей, Изучение Торы, Мудрецы Мишны, Реувен Пятигорский
Великий амора (учитель-мудрец), живший в середине второго века.
Многие причисляют его к последним танаим — мудрецам, работавшим над составлением свода Мишны, который в окончательной форме был отредактирован раби Йеудой Анаси.
Раби Хия бар Аба бар Аха, выходец из вавилонского города Кафри, учил и преподавал Тору в Эрец Исраэль. По указанию раби Йеуды Анаси, к которому был особенно близок и который пользовался его консультациями по многим алахическим вопросам, участвовал вместе со своим товарищем и бывшим учеником, прославленным равом Ошиа, в собирании и редактировании текста Тосефты — сборника положений, не вошедших в Мишну.
В обоих Талмудах его называют Хия Раба — Великий Хия. Славился не только своими поражающими воображение современников ученостью и праведностью, но и усердием по распространению Торы среди детей во всех уголках Святой земли. О нем говорили, что он делал сети, чтобы ловить ими оленей, из кожи которых выделывали пергамент для свитков Торы; свитки он посылал в самые удаленные города для обучения детей.
Им была изобретена оригинальная система преподавания: учеников хедера он делил на пять классов и каждый класс обучал одной из книг Пятикнижия; затем составлял группы по пять учеников из разных классов, чтобы каждый ученик обучал других той книге, которую выучил.
От учителей он требовал преподавания на святом языке, утверждая, что потому и выродилось египетское еврейство, что учило Тору в переводах на греческий. Самостоятельно обучил Торе своих племянников (один из них великий Рав, второй Раба бар Хана) и способствовал тому, чтобы они отправились в Бавель для распространения там знаний Торы.
Тем самым он положил начало новому, вавилонскому, этапу развития иудаизма. Именно в Вавилонии был затем написан Талмуд.
Текст Гемары свидетельствует, что с прибытием раби Хии в Эрец Исраэль исчезли суховеи, хищники прекратили нападать на селения, вино перестало портиться. Когда он умер, весь народ погрузился в траур.
О нем сказал раби Йеуда Анаси: «Счастливо поколение, в котором живут такие, как раби Хия».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.