Из цикла «Великие раввины», темы: Воспитание детей, Изучение Торы, Мудрецы Мишны, Реувен Пятигорский
Великий амора (учитель-мудрец), живший в середине второго века.
Многие причисляют его к последним танаим — мудрецам, работавшим над составлением свода Мишны, который в окончательной форме был отредактирован раби Йеудой Анаси.
Раби Хия бар Аба бар Аха, выходец из вавилонского города Кафри, учил и преподавал Тору в Эрец Исраэль. По указанию раби Йеуды Анаси, к которому был особенно близок и который пользовался его консультациями по многим алахическим вопросам, участвовал вместе со своим товарищем и бывшим учеником, прославленным равом Ошиа, в собирании и редактировании текста Тосефты — сборника положений, не вошедших в Мишну.
В обоих Талмудах его называют Хия Раба — Великий Хия. Славился не только своими поражающими воображение современников ученостью и праведностью, но и усердием по распространению Торы среди детей во всех уголках Святой земли. О нем говорили, что он делал сети, чтобы ловить ими оленей, из кожи которых выделывали пергамент для свитков Торы; свитки он посылал в самые удаленные города для обучения детей.
Им была изобретена оригинальная система преподавания: учеников хедера он делил на пять классов и каждый класс обучал одной из книг Пятикнижия; затем составлял группы по пять учеников из разных классов, чтобы каждый ученик обучал других той книге, которую выучил.
От учителей он требовал преподавания на святом языке, утверждая, что потому и выродилось египетское еврейство, что учило Тору в переводах на греческий. Самостоятельно обучил Торе своих племянников (один из них великий Рав, второй Раба бар Хана) и способствовал тому, чтобы они отправились в Бавель для распространения там знаний Торы.
Тем самым он положил начало новому, вавилонскому, этапу развития иудаизма. Именно в Вавилонии был затем написан Талмуд.
Текст Гемары свидетельствует, что с прибытием раби Хии в Эрец Исраэль исчезли суховеи, хищники прекратили нападать на селения, вино перестало портиться. Когда он умер, весь народ погрузился в траур.
О нем сказал раби Йеуда Анаси: «Счастливо поколение, в котором живут такие, как раби Хия».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.