Темы: Моше, Гнев, Рав Бенцион Зильбер, Праведники, Вера
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШолом Алейхем, рав Бенцион! Извините, что отнимаю у вас время, но мой вопрос к вам требует предисловия. Есть такой портал в интернете «Заметки по еврейской истории», руководимый Евгением Берковичем. Он давно перерос свое название, там издаются три интернетных журнала, имеются форумы и гостевая книга со свободным доступом. Теперь перехожу к делу.
Не так давно кто-то вывесил в гостевой текст от вашего имени: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ СЕРДИМСЯ, Рав Бен-Цион Зильбер: Закончилось сражение с Мидьяном. «И вышли Моше и Элазар-священнослужитель, и все предводители общины навстречу им (войскам) за пределы стана. И разгневался Моше на военачальников… возвращавшихся из военного похода… И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну: Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше…» (Бэмидбар, 31:13—14, 21). Далее шли толкования, ссылки на Талмуд, рава Салантера — все по порядку, и была такая концовка: «Сказано в Тании, что чувство гнева свидетельствует о недостатке веры в Б-га: тот, кто гневается, не осознает, что все происходящее в мире не случайно».
На это я, признаюсь, позволил себе такой комментарий: «Значит, гнев тоже происходит и проявляется не случайно. Второе замечание: если так, то у Моше, по-видимому, был недостаток веры в Б-га… С большим уважением отношусь к Баал-Тания (автору Тании) и потому — либо неточный перевод, либо вырвано из контекста, либо еще какой огрех…». Я понимаю теперь, что нужно было сказать это иначе. А вопрос у меня такой: был ли я неправ по смыслу? И если да, то в чем? Заранее благодарен. Песах Майбурд. Обо мне можно навести справки у р. Иеуды Авреха и р. Цви Патласа
Уважаемый Песах!
Ваш вопрос очень верный и интересный.
Как мне сказал один талмид-хахам, есть два вида гнева: гнев «личный» — почему мне не сделали то, что я желал, почему автобус опоздал и т.д., и т.п. В корне такого гнева имеется элемент неверия в то, что всё, что происходит в мире, происходит по воле Б-га.
А есть другой гнев — почему человек делает что-то не по Торе?! Этот гнев не имеет в себе никакого элемента неверия — это возмущение тем, что другой человек поступает не по Торе, обличение этого человека. Таков был гнев Моше — почему поступили не так, как следует по Торе?
Но даже и такой справедливый гнев отнимает у человека мудрость и пророчество, как об этом говорит Талмуд.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Праведники грешат?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Куклин
Так даже простые люди не делают!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Авраам Елин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Вера»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его