Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Бааль Шем Тов, Алия, Хасидизм, Александр Кац
Раби Гершон бар Авраам Кутовер (ок. 5456—5521 /1696—1761/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма р. Исраэля Бааль Шем Това (Бешта).
Родился в Галиции, в городе Броды.
Учился в знаменитом бродском клойзе — здесь его соратником по изучению Торы был р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда), ставший впоследствии главным раввином Праги.
Р. Гершон возглавлял в Бродах один из четырех раввинских судов.
Он был известен далеко за пределами Польши. Один из духовных лидеров поколения р. Йонатан Эйбешиц называл его «знаменитым праведником, выдающимся знатоком Торы и божественным кабалистом». Уже упомянутый р. Йехезкель Ландо в одном из своих респонсов также отзывался о р. Гершоне как о «совершенном мудреце и святом праведнике» (Нодэ бийеуда, Эвен аэзер 73).
Около 5485 /1725/ года его сестра вышла замуж за бедного меламеда р. Исраэля бар Элиэзера, прославившегося впоследствии под именем Бааль Шем Тов.
Рассказывают, что отец р. Гершона, р. Авраам Кутовер из Брод, побывав в местечке, где жил Бааль-Шем-Тов, заключил с ним соглашение о предстоящем браке. Однако, возвращаясь в Броды, р. Авраам Кутовер заболел и вскоре скончался. Разбирая бумаги отца, р. Гершон обнаружил среди них брачное соглашение, но в нем не было указано, в каком городе живет жених. И лишь несколько месяцев спустя в доме р. Гершона появился сам Бааль-Шем-Тов, одетый в простое крестьянское платье, — до поры он скрывал под обликом деревенского простака свое величие в Торе. Р. Гершон, погруженный в изучение книг, велел передать гостю милостыню, но Бааль-Шем-Тов заявил, что пришел за своей невестой, и предъявил копию брачного договора.
В течение нескольких месяцев после состоявшейся свадьбы р. Гершон пытался обучить своего «невежественного» шурина, но затем, отчаявшись, предложил сестре развестись с «неучем» — а когда она отказалась, р. Гершон, купив им коня и телегу, отправил молодую семью из Брод (Шивхей Бешт 4—5).
Позднее он снял для них в аренду постоялый двор в Карпатских горах, неподалеку от местечка Кутова, из которого происходила семья Кутоверов.
После того, как около 5494 /1734/ года р. Исраэль Бааль Шем Тов «открылся» и начал широко проповедовать свое учение, р. Гершон Кутовер стал одним из самых горячих последователей своего шурина. Около 5500 /1740/ года он переехал в город Меджибож, где после длительных странствий обосновался Бааль Шем Тов со своими учениками. Р. Гершон стал домашним учителем Цви, единственного сына Бааль Шем Това.
В 5503 /1743/ году р. Гершон отправился в Землю Израиля, чтобы по поручению Бааль Шем Това установить связь с выдающимся кабалистом р. Хаимом Ибн Атаром (Ор ахаим) и создать с ним совместный центр по изучению сокровенных разделов Торы. Однако, прибыв в Йерушалаим, р. Гершон уже не застал р. Хаима Ибн Атара в живых.
Р. Гершон посетил многие святые места. Согласно свидетельству современника, «оказавшись напротив горы, где когда-то стоял Храм», р. Гершон «от горечи и скорби несколько раз подряд падал в обморок — так, что с трудом удалось привести его в сознание» (Сарей амеа 6:7).
Спустя некоторое время р. Кутовер возвратился в Меджибож и провел еще несколько лет рядом с Бааль Шем Товом, все глубже постигая его учение.
В 5506 /1746/ году р. Кутовер вторично прибыл в Землю Израиля, чтобы распространять там учение Бааль Шем Това. На этот раз р. Гершон и его семья поселились в Хевроне, где они были единственными ашкеназскими евреями — выходцами из Восточной Европы.
В 5513 /1753/ году р. Кутовер вновь посетил Йерушалаим и пробыл в городе две недели.
В письме, обращенном к Бешту, р. Гершон поведал о загадочных событиях, связанных с этим посещением святого города. В первый же Шабат к нему явились все ашкеназские евреи Йерушалаима, которые были наслышаны о нем от евреев Хеврона, — они попросили его возглавить их общину. Р. Гершон «попытался убежать от почета, как делал это всю жизнь», но его «принялись настойчиво уговаривать» и не отступали от него в течение восьми дней. Более того, к переговорам присоединились выдающиеся сефардские мудрецы, также настаивающие на том, чтобы он «поселился в Йерушалаиме».
В день, когда р. Гершон все же собрался покинуть город, иерусалимские евреи окружили его в доме учения. Они «начали плакать» и «до такой степени разбили сердце» р. Гершона, что он в конце концов согласился. Иерусалимские евреи «возрадовались великой радостью» и в тот же день арендовали для нового раввина роскошную квартиру и дом учения, где бы он мог обучать Торе. Они вручили р. Гершону ключи и снарядили посланца, который должен был за их счет привезти из Хеврона жену и детей раввина. Но, когда р. Гершон сел, чтобы написать письмо жене, он внезапно «почувствовал, что его рука обездвижилась», будто скованная параличом. Он сказал иерусалимцам: «Братья мои! Разве вы не видите, что все это не угодно Всевышнему?!». Его снова «принялись убеждать», но он «ощущал великую грусть — будто все печали Йерушалаима обрушились на него». Так и не сумев написать письмо, р. Гершон сам отправился за семьей, но к нему приставили специальных посланцев общины, которым поручили следить, чтобы он «не передумал и не остался» в Хевроне.
И все же р. Гершон не возвратился — спустя несколько недель в Йерушалаиме вспыхнула эпидемия, «унесшая жизни двухсот евреев, в том числе и нескольких выдающихся мудрецов», и ашкеназская община в городе перестала существовать. «Лишь тогда, — приписал р. Кутовер в завершение письма, — я осознал величие того чуда, которое совершил со мной Б-г, прославляемый во веки веков!» (Гинзей нистарот 66; Сарей амеа 6:7).
В последующие годы р. Гершон Кутовер все же возвратился в Йерушалаим, где занимался в ешиве кабалистов Бейт Эль, возглавляемой выдающимся мудрецом из Йемена р. Сар-Шаломом Шараби.
Р. Гершон Кутовер умер в Йерушалаиме двадцать пятого адара (первого месяца адар) високосного 5521 /1761/ года.
Его могила на Масличной горе была вновь обнаружена после Шестидневной войны 5727 /1967/ года.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.