Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»Авот де-раби Натан 29, 1
Жизнеописание выдающегося законоучителя и кабалиста.

Раби Йонатан бар Натан-Нета Эйбешиц (Эйбешуц) (5450-5524 /1690-1764/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

Происходил из рода царя Давида.

Родился в польском городке Пинчуве, расположенном севернее Кракова. Его отец, р. Натан-Нета из Кракова, раввин общины Пинчува, был внуком знаменитого кабалиста р. Натана-Неты Шапиро, написавшего трактат Мегале амукот (Открывающий глубины). Отец Йонатана также был выдающимся знатоком сокровенного учения.

В раннем детстве Йонатан проявил исключительные способности: в трехлетнем возрасте он уже занимался в хедере, а в семь лет под руководством отца начал изучать Талмуд.

Когда Йонатану исполнилось одиннадцать лет, он лишился матери. Вскоре после этого его отец стал главным раввином моравского города Эйбешица (отсюда и фамильное прозвище семьи). Отец основал в Эйбешице ешиву, привлекавшую молодых знатоков Торы не только из самой Моравии, но также из Венгрии и Польши, — и Йонатан, еще даже не достигший возраста бар-мицвы, стал самым младшим учеником этой ешивы. Наряду с законодательными разделами Устной Торы, юный Йонатан изучал под руководством отца кабалу, а также философию, математику, астрономию и другие естественные науки.

Осиротев в возрасте тринадцати лет, Йонатан продолжил обучение в ешиве моравского города Просниц, возглавляемой выдающимся законоучителем р. Меиром Айзенштадтом, автором книги Паним меирот (Светящий лик). Йонатан стал ближайшим учеником главы ешивы, который относился к нему, как к сыну.

В возрасте четырнадцати лет р. Йонатану получил смиху раввина, отныне он имел право наставлять закону и быть даяном (судьей). В тот же год р. Йонатан женился на внучке главного раввина Богемии р. Зеева-Вольфа Шапиро — свадьба состоялась в столице Богемии, г. Праге. А через год вокруг пятнадцатилетнего раввина, которого называли в Праге илуй миЭйбешиц (вундеркинд из Эйбешица), сплотилась группа учеников — многие из них были гораздо старше своего наставника.

В девятнадцать лет он стал ближайшим помощником главного раввина Праги р. Давида Оппенгайма, а также даршаном общины, выступающим с публичными проповедями и толкованиями Торы.

К этому периоду относится его знаменитая алахическая дискуссия (махлокет) с главным раввином Гамбурга и Альтоны Хахамом Цви. Спор касался кашерности петуха, в теле которого не нашли при разделке сердца. И хотя, согласно закону Торы, отсутствие такого жизненно важного органа делает животное непригодным в пищу (трефным), Хахам Цви признал мясо этого петуха кашерным. Согласно его мнению, поскольку жизнедеятельность петуха без сердца немыслима, оно наверняка было, но потерялось при халатной разделке. Однако другой авторитетный гамбургский раввин признал петуха трефным — поскольку сердца все же не имелось в наличности. И тогда два раввина обратились за решением своего спора к ведущим законоучителям Европы — на этот зов и откликнулся двадцатилетний р. Йонатан Эйбешиц. Он обратился за разъяснениями к физиологам. Оказалось, что уже были зафиксированы случаи, когда птица рождалась совсем без сердца, но в процессе жизнедеятельности образовывался компенсаторный орган, выполняющий функции сердца. Такая птица может существовать, но, согласно алахе, она не пригодна в пищу — и р. Эйбешиц признал гамбургского петуха трефным. Это мнение возобладало, и Хахаму Цви пришлось оставить свою общину (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

В 5475 /1715/ году двадцатипятилетний р. Йонатан Эйбешиц основал в Праге большую ешиву, куда стекались сотни учеников со всех концов Восточной Европы.

По свидетельству учеников, молодой глава ешивы вел исключительно праведный образ жизни, отдавая все силы изучению Торы: он спал урывками, по несколько минут, — в кровать ложился только в шабат и в праздники, а после полуночи его никогда не видели спящим. Почти все свои средства он жертвовал на нужды благотворительности (Послесловие к книге Яарот дваш).

После смерти р. Давида Оппенгайма, последовавшей в тишрее 5497 /1736/ года, р. Йонатан Эйбешиц возглавил общину Праги. Он был избран также членом городского совета, так как обладал высоким авторитетом в глазах богемских сановников, относящихся к нему с большим уважением.

Р. Эйбешиц был принят и при императорском дворе Карла VI в Вене. Предание повествует, что один из царедворцев спросил у р. Эйбешица в присутствии императора: «Я слышал, что в ваших книгах написано, будто Машиах явится в облике нищего, сидящего на осле. Как же этот нищий сумеет одолеть могущественных царей, которые, как вы утверждаете, в конце концов, ему подчинятся?» Вместо ответа р. Эйбешиц попросил короля устроить в одном из залов его дворца петушиный бой. По условиям состязаний, каждый из царедворцев должен был доставить во дворец своего бойцового петуха — и р. Эйбешиц тоже явился с маленьким петушком. По сигналу короля все царедворцы запустили своих могучих петухов в отведенный для боя зал, заперли двери — и припали к окнам, наблюдая за поединком. В результате яростной схватки пали один за другим все бойцовые петухи, и тогда маленький петушок р. Эйбешица, во время боя забившийся в укромный уголок, вышел на середину зала и клюнул одного из поверженных «богатырей». Все зрители рассмеялись, а р. Эйбешиц пояснил: «Точно так же будет и в дни Машиаха. Могущественные правители сойдутся в битве друг с другом и будут сражаться до тех пор, пока все не попадают со своих тронов. И тогда откроется наш праведный Машиах и подчинит все народы» (Маасей авотейну, раздел Балак).

В 5501 /1741/ году французские войска подступили к Праге — и тогда австрийские власти, нуждавшиеся для ведения обороны в деньгах, арестовали р. Йонатана в качестве заложника. Заковав его в цепи, они потребовали от еврейской общины огромный выкуп. Р. Эйбешиц воспринял эту историю, как сигнал с Небес: тридцатипятилетний период его пребывания в Праге завершен. После освобождения он принял предложение, поступившее от общины эльзаского города Меца. Французские военные власти не только разрешили ему покинуть осажденный город, но и выдали охранную грамоту и даже предоставили специальный конвой, чтобы он сумел пересечь всю Европу по опасным дорогам военного времени. В свою очередь, австрийские власти сочли его поступок изменой и конфисковали все его имущество в Праге.

Р. Йонатан достиг Меца только в 5504 /1744/ году и возглавил общину, включающую около сорока пяти тысяч евреев, — он сменил на этом посту одного из духовных лидеров поколения р. Яакова-Йеошуа Фалька (Пней Йеошуа;), который стал главным раввином Франкфурта на Майне.

В Меце, как и в Праге, р. Эйбешиц создал ешиву, привлекавшую одаренных юношей из многих стран, — ученики относились к нему с глубоким почтением.

В этот период р. Эйбешиц написал свои классические комментарии на кодекс Шульхан арух. Его комментарий на раздел Йоре деа называется Крейти уплейти (таково одно из наименований высшего суда — Санхедрина. Тосафот на Брахот 4а). Комментарий на раздел Хошен мишпат, в котором рассматриваются законы судопроизводства, озаглавлен Урим ветумим (так в Торе наречен свиток с Именем Б-га, который вкладывался в хошен — нагрудник первосвященника. Раши и Рамбан на Шмот 28:30).

В Меце р. Эйбешиц прославился и как чудотворец. Сотни недужных и страждущих евреев приходили к нему в поисках избавления, и р. Эйбешиц писал для них кабалистические амулеты (камеи). Исцеляющая сила этих амулетов была столь впечатляющей, что и многие христиане приходили в час беды к еврейскому мудрецу.

В 5510 /1750/ году шестидесятилетний р. Эйбешиц был приглашен возглавить объединенную общину трех соседствующих городов — Альтоны, Гамбурга и Вансбека. Шестнадцатого элуля 5510 /1750/ года он прибыл в Альтону и вскоре воссоздал на новом месте свою ешиву — с его приездом Альтона стала одним из мировых центров изучения Торы.

А в 5511 /1751/ году начался махлокет (раздор), омрачивший последние годы его жизни. Одна из изготовленных им камей попала в руки другого выдающегося мудреца из Альтоны р. Яакова Эмдена (Ябеца;), сына Хахама Цви, бывшего главного раввина Гамбурга и Альтоны.

Изучив содержание камеи, р. Яаков Эмден обнаружил в ней косвенные доказательства того, что р. Эйбешиц является последователем мистического учения лжемашиаха Шабтая Цви. Ошеломленный р. Эмден поделился своим открытием со многими виднейшими мудрецами и направил им подозрительную камею на экспертизу. Мнения разделились: одни, и в их числе Виленский Гаон, утверждали, что его подозрения напрасны, другие, во главе с почтенным автором книги Пней Йеошуа, р. Яаковом-Йеошуа Фальком, приняли точку зрения р. Эмдена.

И когда р. Эйбешиц, отвергнув все обвинения, продолжил изготовлять свои камеи, р. Эмден наложил на него херем (отлучение от общины).

Эти события раскололи евреев Германии и ее мудрецов на два враждующих лагеря: сторонников р. Эмдена и сторонников р. Эйбешица. Острые разногласия между знатоками Торы привели к снижению их авторитета и авторитета самой Торы — и, в конечном счете, к осквернению Имени Б-га (хилуль Ашем).

Существуют свидетельства, что в последние годы жизни р. Яаков Эмден раскаивался в войне, развязанной им против р. Эйбешица.

Р. Йонатан Эйбешиц умер в Альтоне двадцать первого элуля 5524 /1764/ года.

Его драшот (толкования Торы) были собраны в книгу Яарот дваш (Медовые соты). После его смерти был опубликован и один из его кабалистических трактатов, озаглавленный Шем олам (Вечное имя), однако большинство его произведений, связанных с тайными разделами Торы, до сих пор находятся в рукописях.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше