Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Натан-Нета бар Шломо Шапиро из Кракова (Мегале амукот; 5345-5393 /1585-1633/ гг.) — законоучитель, преподаватель Талмуда и кабалист.
Семья происходила из немецкого города Шпейера — напоминанием об этом стало фамильное прозвище «Шапиро».
Изучал законы Торы в ешиве Маарама из Люблина. От одного из посетивших Польшу учеников Аризаля воспринял сокровенную традицию кабалистов Цфата. Изучал также философию, астрономию и грамматику.
В 5377 /1617/ году р. Натан-Нета стал раввином общины г. Кракова, заменив на этом посту выдающегося законоучителя и кабалиста р. Йешаю Гурвица. Возглавлял также городскую ешиву. По свидетельству одного из его учеников, «обладал уникальной памятью и знал наизусть не только сам Талмуд, но и комментарии Раши, и Тосафот, а также кодексы Рифа и р. Яакова, сына Роша, — все это он преподавал так, как будто только что получил с Синайской горы» (Предисловие к книге Мегале амукот).
Из его алахических сочинений наибольшую известность получила книга Хидушей аншей шем (Заметки именитых людей) — один из классических комментариев на кодекс Рифа.
В большинстве изданий кодекса Рифа этот комментарий печатается рядом с основным текстом.
Основные его исследования были сосредоточены в области кабалы. Написал кабалистический трактат Мегале амукот (Открывающий глубины), прославивший его имя. В этой книге раскрываются, пласт за пластом, сокровенные глубины всего лишь одного стиха Пятикнижия: «И умолял я Г-спода в тот час, говоря…» (Дварим 3:23) — с этого стиха начинается повествование о том, как Всевышний запретил Моше войти с народом в Землю Израиля.
Большинство его кабалистических сочинений не были изданы, поскольку еще не пришло время для опубликования запечатленных в них тайн.
Его ближайшим учеником и последователем был р. Шимшон Острополер, раввин городка Полонное на Волыни.
Раби Натан-Нета Шапиро умер тринадцатого ава 5393 /1633/ года.
Его прямыми потомками были выдающийся законоучитель р. Йонатан Эйбещиц, один из основоположников хасидизма р. Пинхас Шапиро из Корица, а также р. Меир Шапиро из Люблина, основатель ешивы Хохмей Люблин и инициатор Даф йоми (Дневного листа) — знаменитой системы изучения Талмуда, распространившейся по всему еврейскому миру.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.