Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер (5635—5712 /1875—1952 / гг.) — один из духовных лидеров литовского еврейства, глава ешивы «Слободка» в Бней-Браке.

Родился в белорусском городе Глуске, южнее Минска.

Учился у раввина Глуска р. Дова-Бера Лейбовича (см.), а затем — в Воложинской ешиве, возобновленной в 5659 /1899/ году р. Рефаэлем Шапиро (см.).

В последующие годы р. Ицхак-Айзик стал ближайшим учеником, а позднее и зятем р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.), основателя и руководителя ешивы Кнессет Исраэль в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.

После женитьбы он поселился в Кельме, где жила семья р. Финкеля, и занимался в знаменитой кельмской ешиве Бейт аталмуд, созданной р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).

Около 5663 /1903/ года, выполняя поручение своего тестя р. Натана-Цви Финкеля, р. Шер отправился в г. Мир — вместе с группой выпускников Слободки он способствовал возрождению ешивы этого города и ее сближению с движением Мусар.

В 5671 /1911/ году р. Шер стал ближайшим помощником р. Моше-Мордехая Эпштейна (см.), занимающего в «Слободке» пост рош ешивы.

Он давал общие уроки для всей ешивы, а также занимался индивидуальной работой с учениками (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.46).

В годы первой мировой войны он был эвакуирован вместе со всей ешивой подальше от линии фронта — сначала в Минск, а в конце 5676 /1916/ года — в украинский город Кременчуг. В 5681 /1921/ году ешиве удалось покинуть Советскую Россию и вернуться в Слободку.

В 5682 /1922/ году р. Шер возглавил колель аврехим — учебное заведение для семейных знатоков Торы, созданное р. Натаном-Цви Финкелем при ешиве в Слободке.

Многие выпускники колеля стали главами общин и ешив по всему еврейскому миру — среди них такие выдающиеся духовные лидеры евреев США, как р. Яаков Каменецкий (см.) и р. Давид Лейбович (см.).

Колель в Слободке явился важным прецедентом — большинство крупных ешив Литвы и Польши вскоре также создали для своих выпускников подобные учебные заведения (там же с.68).

В 5685 /1925/ году, после того, как руководители ешивы р. Натан-Цви Финкель и р. Моше-Мордехай Эпштейн переселились со значительной группой учеников в Хеврон, р. Шер встал во главе ешивы, оставшейся в Слободке.

В 5687 /1927/ году, после смерти р. Натан-Цви Финкеля, р. Шер инициировал создание всемирного объединения выпускников «Слободки» — в эту организацию, призванную распространять идеи движения Мусар, вошло более тысячи человек. Посетив США, р. Шер и там создал отделение этого союза выпускников, а также организовал уроки мусара (там же с.88,91).

В дни, когда началась Вторая мировая война, шестидесятипятилетний р. Шер находился в Швейцарии, где он занимался сбором благотворительных средств для ешивы. Ему удалось перебраться в Землю Израиля и некоторое время он жил в Йерушалаиме, где находилась ешива «Хеврон» — прямое продолжение ешивы в Слободке.

В 5705 /1945/ году р. Шер поселился в г. Бней-Браке и, объединив вокруг себя многочисленных последователей движения Мусар, основал там новую ешиву, получившую название «Слободка».

В этой ешиве он синтезировал педагогические методы, воспринятые им в ешивах р. Симхи-Зисла Зива и р. Натана-Цви Финкеля. С течением времени его ешива стала одной из самых значительных и авторитетных в Земле Израиля.

Р. Ицхак-Айзик Шер умер десятого швата 5712 /1952/ года, в возрасте семидесяти семи лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.