Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Иерусалим, Чудеса, Хесед, Исправление качеств, Алия, Рав Александр Кац, Мусар, Раби Хаим из Воложина, Раби Исраэль Салантер
Раби Йосеф-Зундель бар Биньямин Салант (5546-5626 /1786-1866/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в Литве.
Учился в Воложинской ешиве под руководством ее основателя р. Хаима из Воложина.
Был ближайшим и любимым учеником р. Хаима. Современники называли р. Йосефа-Зунделя «пе шлиши леГаон» (третьи уста от Гаона) — имелось в виду, что все учение, которое Виленский Гаон передал из уст в уста р. Хаиму из Воложина, р. Хаим передал своему любимому ученику р. Йосефу-Зунделю (Сарей амеа 2:29-30; Гдолей адорот).
После смерти р. Хаима, последовавшей в 5581 /1821/ году, тридцатипятилетний р. Йосеф-Зундель покинул пределы Российской империи и отправился в польский город Познань, находившейся на территории, присоединенной к Пруссии — здесь он стал учеником выдающегося законоучителя и праведника р. Акивы Эйгера.
В кругу учеников р. Акивы Эйгера он сблизился с двумя друзьями, р. Цви-Гиршем Калишером и р. Элияу Готмахером, впоследствии ставшими родоначальниками поселенческого движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»).
Возвратившись в Литву, р. Йосеф-Зундель поселился в г. Саланте (Салантае), недалеко от прусской границы, и целиком посвятил себя изучению Торы.
Его жена держала магазин тканей и зарабатывала на пропитание семьи, чтобы р. Йосеф-Зундель мог всецело отдаваться учению. Лишь несколько раз в год он по просьбе жены совершал поездки на ярмарку, чтобы закупить большие партии тканей. И во время деловых поездок он не прерывал своих занятий, потому что знал Талмуд и ряд других основополагающих книг наизусть.
На ярмарках особенно ярко проявлялся стержень его натуры — стремление помочь другим. Он помогал торговцам разгружать их телеги, а затем загружать их купленными товарами. Он поил коней, долгими часами дожидавшихся своих хозяев, и специально для этого носил воду ведрами из колодца (Сарей амеа 2:29).
Р. Йосеф-Зундель никогда не облачался в одежды, характерные для законоучителей и знатоков Торы, — он носил одежду простолюдина, и его часто принимали за извозчика или бедного ремесленника.
Рассказывают, что однажды он путешествовал на подводе с компанией еврейских купцов из города Мемеля (Клайпеды). По одежде они приняли р. Йосефа-Зунделя за нищего, переходящего из города в город, — и чтобы скоротать время, они всю дорогу подшучивали над ним. Ночью на постоялом дворе разгоряченные вином купцы разыскали «нищего», уснувшего на лавке в углу, и, желая поразвлечься, стали дергать его за длинные пейсы и бороду. Р. Йосеф-Зундель проснулся, но не открывал глаз, сказав себе: «Пусть евреи немного повеселятся — от меня не убудет!».
Спустя некоторое время р. Йосеф-Зундель посетил Мемель, чтобы навестить там одного известного раввина, — и все евреи города устроили ему торжественную встречу. Мемельские купцы узнали его и поспешили с извинениями. «Простите нас, наш наставник, мы не знали, что это Вы…». «В моем сердце нет, Б-же упаси, никакой обиды на вас, — сказал он. — Я тогда и я сам был рад доставить вам несколько приятных минут. Но на будущее, пожалуйста, относитесь бережнее к достоинству бедного человека» (Сарей амеа 2:30).
Несмотря на бедность, р. Йосеф-Зундель изыскивал средства для приобретения книг, необходимых ему для занятий. Однажды, в разгар зимы, он продал свое единственное пальто, чтобы купить две новые книги, принесенные книгоношей в Салант. «Эти книги будут согревать меня сильнее, чем пальто», — объяснил он своим домашним (там же 2:32).
В этот период его ближайшим учеником стал юный Исраэль Липкин (р. Исраэль Салантер), который, женившись в возрасте двенадцати лет, также поселился в Саланте.
Рассказывают, что изо дня в день юноша тайно следовал за р. Йосефом-Зунделем, который имел обыкновение уходить из города в ближайшую рощу и там изучать этический трактат Месилат йешарим («Путь праведных»), посвященный работе человека над своим характером. Юноша с трепетным обожанием следил за каждым движением мудреца, у которого он бы очень хотел учиться. Однажды р. Йосеф-Зундель заметил, что кто-то наблюдает за ним, и раскрыв тайное убежище юноши, предложил ему заниматься вместе (Сарей амеа 2:35).
Спустя много лет р. Исраэль Салантер писал, что его наставник, р. Йосеф-Зундель, «был подобен лестнице, установленной на земле, а вершиной достигающей неба» — для посторонних глаз он казался человеком из толпы, озабоченным своими мелкими делами и поиском пропитания, но при более близком знакомстве под обличием простолюдина открывался выдающийся мыслитель, праведник и знаток Торы (там же 2:37).
По признанию р. Исраэля Салантера, основавшего этическое движение Мусар, подлинным родоначальником этого движения был именно р. Йосеф-Зундель — ведь большинство методов духовной работы, которые р. Исраэль Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, он воспринял от своего наставника. В свою очередь, р. Йосеф-Зундель развивал тот подход к воспитанию и обучению, который был разработан в ешивах его учителей — р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона (Гдолей адорот; Р. Дов Элиах, Агаон с. 238).
По свидетельству р. Исраэля Салантера, основой изучения Торы для р. Йосефа-Зунделя «являлся вдумчивый поиск практических выводов». Он углубленно изучал Талмуд, кодексы Арбаа Турим и Шульхан Арух, книги всех законоучителей последующих поколений — но особенно углубленно он исследовал книгу Биур Агра, содержащую законодательные выводы Виленского Гаона. «Когда р. Йосеф-Зундель изучал какой-либо параграф кодекса Шульхан Арух, — писал р. Исраэль Салантер, — он подходил к делу так, будто столкнулся с подобным вопросом на суде: он тщательно взвешивал все аргументы и контраргументы, а затем выносил окончательное алахическое решение. Вслед за этим он повторял все изученное множество раз, чтобы всецело овладеть материалом. Все его исследования — и в Писании, и в Талмуде, и в мидрашах, и в кабалистической книге Зоар — в конечном итоге сводились к поиску ясного ответа на вопрос: как практически поступить в той или иной жизненной ситуации. Но еще большее внимание он уделял исправлению качеств своего характера и “обязанностям сердца” (т.е. внутренней духовной работе)» (Сарей амеа 2:37).
В 5598 /1838/ году, в возрасте пятидесяти двух лет, р. Йосеф-Зундель, наконец, осуществил мечту своей молодости — он переехал вместе с семьей в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.
К моменту его прибытия в ашкеназской общине возобладало решение покинуть святой город из-за нестерпимых притеснений со стороны арабов — р. Йосеф-Зундель убедил евреев остаться; он сумел реорганизовать и укрепить общину, увидевшую в нем своего нового духовного лидера. Он был признан высшим алахическим авторитетом Земли Израиля — к нему обращались со спорными вопросами не только представители ашкеназской общины, но и сефардской.
Р. Йосеф-Зундель согласился выполнять функции главного законоучителя лишь на том условии, что не будет получать вознаграждения за свою деятельность, — на протяжении всей жизни он избегал извлекать материальную выгоду из своих познаний Торы (Везэ шаар ашамаим с. 212).
В 5601 /1841/ году, когда в Йерушалаиме поселился его зять — р. Шмуэль Салант, р. Йосеф-Зундель сразу же переложил обязанности главного законоучителя на него, а сам целиком погрузился в изучение Торы, занимаясь в первой ашкеназской синагоге Менахем Цион, возведенной за год до его прибытия в святой город.
А когда знатоки Торы обращались с самыми сложными вопросами по-прежнему к нему, р. Йосеф-Зундель не отвечал им прямо, но начинал углубленно изучать вместе с ними Шульхан Арух и другие книги — до тех пор, пока они сами не находили ответ на волнующий их вопрос (там же с. 230).
Р. Йосеф-Зундель использовал для изучения Торы не только весь день, но и значительную часть ночи.
Однажды у него спросили, как он может так мало спать. «У каждого человека свой темп жизни, — улыбаясь, ответил он. — Есть люди, привыкшие ходить быстро: за час такой человек может преодолеть расстояние, на которое другому потребуется три часа. Есть люди, которые привыкли есть быстро, а есть привыкшие кушать медленно… Так вот, я привык быстро спать» (Сарей амеа 2:29).
И в Йерушалаиме, так же, как и в Литве, р. Йосеф-Зундель одевался крайне скромно и просто, всячески затушевывая свой статус духовного вождя поколения.
Однажды, когда он проходил мимо колодца, пожилая женщина приняла его за бедняка, ищущего работу, — она попросила его начерпать воды, обещав соответствующую, грошовую, плату. Р. Йосеф-Зундель охотно согласился и проворно выполнил всю работу. Однако у женщины не оказалось мелкой монеты, и она обещала заплатить ему в другой раз. Через несколько дней женщина узнала, что ее «работником» был глава всех мудрецов Йерушалаима, — и пришла извиняться. «Ну, за что тут можно просить прощения?! — возразил ей р. Йосеф-Зундель. — Наоборот, я должен поблагодарить тебя за то, что мне представилась возможность выполнить такую важную заповедь — помочь другому еврею» (там же).
Р. Йосеф-Зундель отличался удивительной силой веры и упования на Творца мира.
Он говорил: «Тому, кто отдает все свои силы изучению Торы, не следует беспокоиться о пропитании, — он может быть уверен, что Всевышний обеспечит его всем необходимым; и возможно даже, с потолка в его доме станут падать золотые динары».
Когда р. Йосеф-Зундель не сумел найти в маленькой общине Йерушалаима жениха для своей младшей дочери, он сказал: «Я отдам ее в жены первому же юноше, который приедет из Литвы». И вот, с первым кораблем прибыл небрежно одетый молодой человек с лицом простака. Р. Йосеф-Зундель спросил его, из какой он семьи, но юноша уклонился от прямого ответа. Так же неопределенно он ответил на вопрос, в какой ешиве он учился в Литве. Тогда р. Йосеф-Зундель спросил: согласен ли вновь прибывший взять в жены его дочь. «Да!» — ответил молодой человек. За несколько дней до свадьбы открылось, что жених, р. Натан-Нотэ Ноткин, не только происходил из семьи прославленного мудреца р. Арье-Лейба Гинцбурга, автора книги Шаагат Арье («Рычание льва»), но и сам был выдающимся знатоком Торы, скрывающим свой высочайший духовный уровень под обличием простолюдина — как всю жизнь поступал и р. Йосеф-Зундель (Маасей авотейну, Шофтим).
Перед свадьбой р. Йосеф-Зундель обещал жениху, что на первый год он возьмет на себя всю заботу о пропитании молодой семьи, чтобы р. Натан-Нотэ мог спокойно изучать Тору. Узнав об этом, жена р. Йосефа-Зунделя, Ривка, недоуменно спросила: как он мог обещать пропитание другим, если сам живет в такой нищете. «Я ведь сделал это, чтобы юноша мог учиться, — пояснил р. Йосеф-Зундель. — Посмотри, вот у нас большой глиняный кувшин из-под винного уксуса. Наливай в него каждый день воды — и Тот, Кто повелел вину превращаться в уксус, и воде прикажет стать уксусом. Продавай этот уксус, и на вырученные деньги будем содержать молодых». И в заслугу чистой веры р. Йосефа-Зунделя такое превращение происходило в его доме изо дня в день — в течение года (Сарей амеа2:35; Гдолей адорот).
Р. Йосеф-Зундель Салант умер третьего хешвана 5626 /1866/ года — во время эпидемии холеры, вспыхнувшей в Йерушалаиме.
Перед смертью он завещал, чтобы над его телом совершили все четыре казни, установленные Торой: побиение камнями, удушение, отсечение головы и сожжение, а затем проволокли останки до кладбища по земле — он хотел, чтобы эти казни и унижение искупили его прижизненные грехи. Р. Йосеф-Зундель также потребовал, чтобы на надгробном камне не писали никаких восхвалений и титулов — только имя.
Служащие Хевры кадиши со слезами выполнили его последнюю волю (Гдолей адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.