Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цдака, Иерусалим, Уважение, Алия, Рав Александр Кац
Раби Йешая бар Иссахар-Бер Бардаки (5550-5623 /1790-1863/ гг.) — один из руководителей общины Йерушалаима.
Родился в белорусском городе Пинске. Получил традиционное «литовское» воспитание.
В 5570 /1810/ году двадцатилетний р. Йешая, оставшись после смерти своей жены с двумя маленькими детьми, решил переселиться в Землю Израиля.
Почти в самом конце трудного морского путешествия произошла трагедия. Попав в шторм недалеко от берега Акко, корабль потерпел крушение. Р. Йешая, который был великолепным пловцом, сумел доплыть по бушующему морю до берега — с двумя детьми, держащимися за его плечи (Гдолей адорот).
Он присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, которую возглавляли ближайшие ученики Гаона: сначала р. Менахем-Мендл из Шклова, а затем, с 5576 /1816/ года, р. Исраэль из Шклова.
В 5583 /1823/ году р. Йешая Бардки женился на дочери р. Исраэля из Шклова и с годами стал его ближайшим помощником в деле управления общиной.
В начале 5590-х /1830-х / годов р. Йешая переехал в Йерушалаим.
После разрушительного цфатского землетрясения 5597 /1837/ года, когда тысячи человек были погребены под обломками своих домов, большинство евреев, уцелевших в этой катастрофе, переселилось в Йерушалаим. Р. Исраэль из Шклова и р. Йешая Бардки построили для беженцев из Цфата новый дом молитвы, названный Суккат шалом («Куща мира»).
В 5699 /1839/ году, после смерти р. Исраэля из Шклова, р. Йешая сменил его во главе общины выходцев из Цфата, а затем возглавил и всю ашкеназскую общину Йерушалаима.
Синагогу Суккат шалом, в которой он преподавал и молился, евреи Йерушалаима стали называть Хацеро шель р. Йешая (Двор р. Йешая) или просто Хацер (Двор).
Р. Йешая Бардки был первым (и единственным) ашкеназским раввином Йерушалаима, которому турецкий султан присвоил официальный титул хахам баши (Главный раввин).
Наряду с выполнением своих раввинских обязанностей, р. Йешая также служил в австро-венгерском посольстве помощником консула. Свои дипломатические связи он использовал для отстаивания интересов еврейской общины — именно по каналам австрийского почтового ведомства в Йерушалаим поступали благотворительные средства, собранные евреями всей Европы.
Р. Йешая занимался распределением этих средств, стремясь оказать посильную помощь каждой нуждающейся семье.
Однажды к р. Йешае обратился иерусалимский еврей, попросивший немедленно предоставить ему определенную сумму денег. Поскольку деньги из Европы еще не прибыли, р. Йешая объяснил посетителю, что общинная касса пуста, и он ничем не может ему помочь. Отчаявшись, посетитель потерял самообладание и в порыве гнева ударил раввина по щеке. Р. Йешуа поборол в себе желание нанести ответный удар — он попросил гостя подождать несколько минут, а сам бегом отправился в город и занял необходимую сумму. Вручая посетителю деньги, р. Йешая извинился за то, что сразу не понял до какой степени гость нуждается в его помощи. «Если бы я сразу сообразил, в каком затруднительном положении вы находитесь, — пояснил он, — я бы тотчас же добыл для вас эти деньги!» (Гдолей адорот).
В 5615 /1855/ году вместе с р. Шмуэлем Салантом р. Бардки основал начальную ешиву Эц хаим («Древо жизни»), в которой обучались дети до тринадцати лет, — эта школа вскоре стала самой популярной в Йерушалаиме.
В 5616 /1856/ году р. Йешая получил уведомление о том, что наследник австрийского престола эрцгерцог Максимилиан, прибывший в Йерушалаим, посетит его дом. К назначенному часу р. Йешая пригласил к себе всех руководителей еврейской общины. Однако августейший гость сильно задерживался — а тем временем наступил час, когда произносят послеполуденную молитву Минха. Но как только все собравшиеся погрузились в молитву, распахнулась дверь — и шамаш (служка) объявил, что кавалькада эрцгерцога приближается. Прервав молитву, все руководители общины бросились навстречу августейшей особе, и лишь р. Йешая, помнивший, что он предстоит перед Царем царей — Творцом мира, с воодушевлением продолжил молиться. Вошедший гость с глубоким почтением наблюдал за молитвой седовласого мудреца. После завершения минхи он поблагодарил р. Йешаю за доставленное ему духовное наслаждение и сказал, что никогда в жизни не забудет той святой и чистой молитвы, при которой ему довелось присутствовать (Гдолей адорот).
Когда несколько лет спустя старший брат эрцгерцога Максимилиана, император Франц-Йосеф, тяжело заболел, к р. Йешае обратились из Вены с просьбой помолиться за исцеление монарха у Стены Плача. И хотя р. Йешая никогда не молился у Стены плача из-за особого трепета, который он испытывал перед этим святым местом, в данном случае он откликнулся на просьбу венского двора — его молитва была принята в Небесах, и состояние больного, казавшееся безнадежным, резко улучшилось. По выздоровлении император направил р. Йешае специальное благодарственное послание. Это послание из поколения в поколение хранилось в его семье (Сарей амеа 2:33).
Р. Йешая Бардки умер в Йерушалаиме восемнадцатого хешвана 5623 /1862/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»