Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Сионизм, Святая Земля, Алия, Споры, Рав Александр Кац, Жертвоприношения, Геула, Религиозный сионизм
Раби Цви-Гирш бар Меир Калишер (5555-5634 /1795-1874/ гг.) — один из основателей движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»), способствовавшего массовому возвращению евреев на Землю Израиля.
Родился и воспитывался в северо-западной Польше, находившейся под властью Пруссии.
Изучал Тору у р. Яакова Лобербойма из Лисы (Нетивот амишпат), а затем стал одним из ближайших учеников р. Акивы Эйгера, главного раввина г. Познани.
В совершенстве овладев немецким языком, р. Цви-Гирш изучил многочисленные труды по средневековой и современной философии и по естествознанию.
Свои философские взгляды он выразил в книге Эмуна йешара («Неискаженная вера»).
На протяжении сорока лет р. Цви-Гирш был раввином и главой раввинского суда в городе Торне (Торуне), расположенном на реке Висле, северо-западнее Варшавы.
Поскольку р. Калишер являлся также состоятельным коммерсантом, он отказывался принимать вознаграждение за свое служение раввина (Сарей амеа 2:31).
Р. Цви-Гирш Калишер был одним из первых пропагандистов массового возвращения евреев на Святую Землю. Он считал, что спасение еврейского народа совершится не чудесными внезапным вмешательством Б-га, но как ответ Небес на планомерное заселение и освоение Земли Израиля евреями. Среди первых выдающихся мудрецов, поддержавших его точку зрения, был его наставник р. Акива Эйгер и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).
Концепция, предложенная р. Калишером, противостояла учению реформистов, стремившихся вычеркнуть из еврейской традиции все, что напоминало о связи евреев с Землей Израиля. Идеолог реформистов Авраам Гейгер утверждал, что «мессианская надежда на возвращение в Палестину давно угасла в сердцах народа Израиля» — и поэтому, с его точки зрения, евреи должны навеки связать свою судьбу с теми народами, среди которых живут: стать немцами, французами, англичанами «Моисеева закона». Призыв р. Калишера вновь пробуждал в сердцах евреев ощущение своей национальной исключительности и неразрывной связи с Землей Израиля.
Разработав обширную программу, предусматривающую основание и развитие целого ряда поселений на всей территории Святой Земли, р. Цви-Гирш сумел увлечь своими идеями знаменитого еврейского филантропа сэра Мозеса Монтефиоре, а также заручиться поддержкой влиятельных английских политиков сэра Лоуренса Олифанта и графа Шефтсбери.
В 5622 /1862/ году р. Калишер опубликовал книгу Дришат Цион («Стремление к Сиону»), благодаря которой евреи многих стран смогли ознакомиться с его взглядами.
В этой книге, опираясь на авторитетные талмудические источники, он доказывал, что приходу Машиаха будет предшествовать период массового «возвращения к Сиону». Он писал: «Не следует думать, будто конечное избавление, которого мы ждем, начнется с того, что Всевышний внезапно спустится с Небес на землю и скажет своему народу: Вернитесь на свою Землю. И не следует думать, будто Он внезапно направит с Небес Своего Машиаха, чтобы тот протрубил в великий шофар, созывая изгнанников и собирая их в Йерушалаиме, — и в тот же миг город будет обнесен огненной стеной, и с небес опустится Храм. …Так привык представлять себе человек толпы, …но не так это будет! Начало геулы (конечного избавления) станет возможным благодаря двум факторам — пробуждению духа добровольцев, желающих осваивать Землю Израиля, и желанию правительств собрать определенную часть евреев на Святой Земле».
В своей книге р. Калишер обосновывал концепцию о том, что и в наше время можно совершать жертвоприношения на Храмовой горе в Иерусалиме, в том числе, и приносить пасхальную жертву, — и он призывал возобновить этот вид служения Всевышнему.
Его книга вызвала острую полемику и широкий интерес по всему еврейскому миру. Сторонники его взглядов объединились в созданную им международную организацию Хеврат ишув Эрец Исраэль («Товарищество по заселению Земли Израиля») со штаб-квартирой в прусском городе Франкфурте-на-Одере. На основе этой организации зародилось массовое движение Хибат Цион, занимавшееся практическим освоением Земли Израиля.
В 5630 /1870/ году, в соответствии с программой, разработанной р. Калишером, возле г. Яффо была создана первая сельскохозяйственная школа Микве-Исраэль, а затем, уже через четыре года после его смерти, было основано первое поселение — Петах-Тиква.
Р. Цви-Гирш Калишер умер в 5634 /1874/ году.
В последующих поколениях его идеи легли в основу движения религиозного сионизма.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?