Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Ицхак-Айзик бар Александр-Сендер Сафрин (р. Ицхак-Айзик из Комарно, 5566-5634 /1806-1874/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Родился двадцать пятого швата 5566 /1806/ года. Сын р. Александра-Сендера Сафрина (см.), основателя хасидского «двора» в галицийском городе Комарно, расположенном южнее Лемберга (Львова).
В двенадцать лет лишился отца; воспитывался в доме старшего брата отца, выдающегося кабалиста р. Цви-Гирша из Жидичева.
Р. Ицхак-Айзик вспоминал: «В дни юности я сидел в одиночестве, постигая тайны Торы, — и морозной зимой, хотя дом вообще не отапливался, я занимался от полуночи до рассвета и не ощущал времени. Я погружался в тайны Торы все глубже, переходя с одного уровня на другой, — и даже того, что в доме не было хлеба, я не замечал, — настолько переполнял меня свет Торы» (Гдолей адорот).
В 5583 /1823/ году, когда ему было семнадцать лет, он впервые удостоился духовного откровения. «Внезапно, в разгар дня, — писал он, — во время изучения трактата Йевамот, …опустился на меня яркий свет, и весь дом наполнился сиянием — чудесным светом Шехины. Тогда я впервые приобщился к Его сладостному, доставляющему величайшее наслаждение свету, который описать невозможно. С тех пор я по-настоящему вступил на путь служения Творцу Вселенной» (Мегилат сетарим).
За годы усердных занятий р. Ицхак-Айзик приобрел колоссальную эрудицию. По свидетельству современника, «он, подобно ангелу Всевышнего, в совершенстве знал всю Тору: Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, Сифре, Сифри, Мехильту, книгу Зоар и писания р. Хаима Виталя, содержащие учение Аризаля, — все это было упорядочено в его памяти, как драгоценные камни в ларце» (Гдолей адорот).
По окончании периода ученичества р. Ицхак-Айзик сменил своего отца во главе хасидской общины Комарно. Он стал одним из самых авторитетных хасидских лидеров в своем поколении, и тысячи евреев приходили к нему за советом и благословением.
Р. Ицхак-Айзик написал целый ряд значительных сочинений. Среди них особенно выделяются книга Эйхаль Браха («Благословенное Святилище»), содержащая его толкования Пятикнижия, а также трактат «Асирит аЭйфа» («Десятая часть эйфы»), посвященный служению коэнов в Храме. Его перу принадлежит множество трудов по кабале, в том числе и книга Зоар хай («Живой Зоар»). Он написал автобиографическую книгу Мегилат сетарим («Свиток тайн»), в которой рассказал о многих удивительных событиях своей жизни.
В предисловии к одной из своих книг он писал: «Да не заподозрят меня друзья, что тщеславие сочинителя руководило мной в работе над книгами. Я был вынужден написать их для исправления своей души — огонь Торы, пылающий во мне и возвращающий душу к ее источнику, принуждал меня к работе над книгами» (Нетив мицвотеха).
Р. Ицхак-Айзик из Комарно был призван в Небесную Ешиву десятого ияра 5634 /1874/ года, в возрасте шестидесяти восьми лет. Незадолго до смерти, когда наступило время молитвы Минха, он сказал окружающим его кровать людям: «Минху я еще помолюсь в этом мире, а вечернюю молитву — в высших мирах» (Гдолей адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»