Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Рав Александр Кац, Комментарии
Раби Цви-Гирш бар Меир Хайот (Маариц Хайот; 5567-5616 /1806-1855/ гг.) — законоучитель и исследователь Талмуда.
Родился в галицийском городе Броды.
Его отец, состоятельный банкир, обучил его иностранным языкам: немецкому, французскому и итальянскому. Благодаря этому юный Цви-Гирш приобрел обширные познания в естествознании и философии (Сарей амеа 2:38).
Изучал Тору под руководством выдающегося законоучителя из Брод р. Эфраима-Залмана Маргалиота. В 5588 /1828/ году р. Маргалиот посвятил его в раввинское звание.
В 5589 /1829/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Цви-Гирш стал раввином городка Золочева.
Спустя год р. Цви-Гирш, привыкший с детства к достатку, попросил повысить свое грошовое раввинское жалование. Богач, возглавлявший совет общины, выразил удивление: «Я поражаюсь, что такой выдающийся знаток Торы стремится к наслаждениям этого мира, как любой из нас!» «А что вы думали, — отреагировал р. Цви-Гирш, — Всевышний создал наслаждения этого мира только для неучей и невежд?!» (Сарей амеа, там же).
В Золочеве р. Хайот написал ряд значительных сочинений, посвященных передаче и последующей фиксации еврейской устной традиции. В книгах Атерет Цви («Корона Цви») и Маво аТалмуд («Введение в Талмуд») он исследовал структурные принципы построения Мишны и Талмуда. В книге Даркей ораа («Методы обучения закону») он рассматривал проблемы, связанные с правом мудрецов вносить поправки и изменения в действующие законодательные нормы.
В 5615 /1855/ году р. Хайот возглавил общину польского города Калиша, где его предшественниками на раввинском троне были такие выдающиеся законоучителя, как р. Авраам Гомбинер (Маген Авраам) и р. Элияу Раголер (Яд Элияу).
Р. Цви-Гирш Хайот умер в Калише тридцатого Тишрея 5616 /1855/ года.
Его произведения последних лет были объединены в сборник Шеэлот ветшувот Маариц Хайот («Вопросы и ответы нашего наставника р. Цви Хайота»). В первой части этой книги собраны его респонсы, связанные с вопросом о возможности возобновить жертвоприношения на Храмовой горе в Йерусалиме. Во вторую часть книги включены исследования, посвященные притчам и аллегориям Талмуда. В третьей части собраны его остроумные полемические статьи, направленные против немецких и австрийских «реформаторов веры».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»