Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Святая Земля, Хасиды, Рав Александр Кац, Религиозный сионизм
Раби Элияу бар Шломо Готмахер (5556-5635 /1796-1874/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, один из основателей движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»).
Родился в первый день месяца ав 5556 /1796/ года в небольшом местечке возле г. Познани — в северо-западной части Польши, присоединенной к Пруссии.
В девятнадцать лет он начал заниматься в познанской ешиве р. Акивы Эйгера и стал одним из его ближайших учеников.
Однажды он обнаружил среди книг наставника кабалистический трактат Зоар («Сияние») с многочисленными пометками на полях — эти записи свидетельствовали о том, что р. Акива Эйгер углубленно занимается кабалой. Следуя примеру наставника, р. Элияу также погрузился в изучение книги Зоар. В ходе постижения кабалы он самостоятельно пришел к соблюдению многих обычаев, свойственным хасидам — последователям р. Исраэля Бааль-Шем-Това.
В 5582 /1822/ году р. Элияу стал раввином г. Площаны и создал там ешиву, в которой одновременно обучалось до четырехсот юношей.
В 5599 /1839/ году он возглавил общину г. Грайдица (Градеца).
Один из хасидов р. Аарона из Чернобыля, побывавший в Грайдице во время своей поездки по Германии, возвратившись на Украину, рассказывал: «И в Германии я видел настоящего хасидского цадика. В шабат он сидит во главе стола, облаченный в белые шелковые одежды, а вокруг — множество учеников, ловящих каждое его слово. У него длинные пейсы и борода, а на голове — штраймл. В будние дни к нему приходит множество посетителей с просьбами, он благословляет их и дает им камеи (кабалистические амулеты)» (Сарей амеа 2:31).
Посетителей, приходящих в Грайдиц за исцелением и избавлением, было так много, что р. Готмахеру пришлось написать специальное обращение к евреям Пруссии, в котором он просил, чтобы его «более не перегружали письмами и посещениями». В этом обращении он опровергал народное представление о том, будто он «свой человек в доме у Б-га». «И если люди думают, — писал он, — что я творю чудеса с помощью практической кабалы, то это великое заблуждение; и я уже много раз говорил своим посетителям, что благословения, которые я даю, это просто благословения обычного человека; и силы покидают меня при виде сотен и сотен приходящих ко мне — а поскольку они проделали долгий путь и потратились на дорожные расходы, у меня не хватает духу отправить их восвояси». Это обращение столь явно свидетельствовало о праведности и безыскусной искренности рава, что количество посетителей еще более возросло (там же).
Р. Элияу Готмахер был одним из самых авторитетных законоучителей в своем поколении — из многих общин Центральной и Восточной Европы к нему обращались со спорными алахическими вопросами.
Его респонсы были объединены в сборник Шеэлот ветшувот раби Элияу миГрайдиц («Вопросы и ответы р. Элияу из Грайдица»).
Вместе с р. Цви-Гиршем Калишером, своим другом по ешиве р. Акивы Эйгера, он стоял у истоков движения за массовое возвращение евреев на Святую Землю. Он участвовал в организации «Товарищества по заселению Земли Израиля» (Хеврат ишув Эрец Исраэль) со штаб-квартирой в прусском городе Франкфурте на Одере — на базе этой организации зародилось массовое движение Хибат Цион, занимающееся практическим заселением Святой Земли.
«Многие по ошибке думают, — писал он в одном из писем, — что они будут, как обычно, сидеть у себя дома, среди своих любимых забав, — и вдруг, по великому милосердию Всевышнего, растворятся Врата Небес и начнутся чудеса в Небесах и на земле… Но это не так! Ведь сколько усилий приложил Даниэль в конце семидесяти лет пребывания в Вавилоне, несмотря на то, что этот срок был предопределен изначально, — и Нехемья, возвращая народ из плена, делал все, что необходимо для этого в практической плоскости; и они не говорили, как говорят нынешние “мудрецы”: каждый пусть сидит на своем месте, а избавление придет само по себе» (Сарей амеа 2:31).
Оставаясь до конца жизни в Грайдице, р. Элияу приобрел участок земли в Йерушалаиме и создал там дом учения, названный Шнот Элияу («Годы Элияу»). В течение многих лет он собирал и пересылал в Йерушалаим благотворительные средства на поддержку знатоков Торы, занимающихся в этом доме учения.
Р. Элияу Готмахер умер в Грайдице двадцать четвертого тишрея 5635 /1874/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.