Раби Хаим бар Арье-Лейб Хальберштам (р. Хаим из Цанза, Диврей Хаим; 5557-5636 /1797-1876/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.
Родился в галицийском городе Тарногруде — в южной части Польши, отошедшей при разделе страны к Австро-Венгрии.
Впоследствии р. Хаим вспоминал, что в четыре года он, наблюдая за учениями солдат, обратил внимание на то, как старательно солдаты выполняют каждый приказ своих командиров. Мальчик подумал: если даже солдаты всеми силами стремятся выполнить приказ офицеров, то тем более и мы, евреи, составляющие воинство Владыки владык, обязаны всеми силами выполнять приказы Всевышнего — а для этого их необходимо хорошо знать. В тот же день мальчик взялся изучать «Книгу заповедей», составленную Рамбамом — и запомнил всю ее наизусть (Маасей авотейну, Экев).
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего раввинский суд в Тарногруде. Прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Тарногруда».
Учился у целого ряда хасидских наставников — в том числе, у знаменитого кабалиста р. Цви-Гирша из Жидичева, старшего брата р. Сендера из Комарно, а также у р. Сар-Шалома Рокеаха, основателя хасидского «двора» в галицийском городе Белзе.
По завершении периода ученичества возглавлял общину местечка Родник. В 5590 /1830/ году он стал раввином галицийского городка Цанза (Санца), а спустя год возглавил в Цанзе новый хасидский «двор».
Р. Хаим прославился своей благотворительной деятельностью: он отдавал все свои деньги бедным, а когда кошелек пустел, занимал новую сумму, закладывая субботний подсвечник или кубок для кидуша, а порой и свою подушку и одеяло. Поток нуждающихся не пресекался в течение всего дня, и к ночи р. Хаима неизменно оставался без гроша — все годы он жил в крайней бедности.
Когда ему указывали на то, что мудрецы Талмуда запретили тратить на благотворительные нужды больше пятой части своих доходов, р. Хаим объяснял: этот запрет относится лишь к тому, кто выполняет заповедь цдаки, — но тому, кто хочет искупить свои грехи и спасти душу, никакого предела не поставлено (Кдушат Цион, Ваеце).
Если денег взять было решительно неоткуда, р. Хаим изыскивал иные способы помощи беднякам. Однажды в канун шабата, после полудня, к нему пришла бедная торговка яблоками: со слезами на глазах она рассказала, что весь день простояла со своей корзиной на базарной площади и все же не сумела продать ни одного яблока — и теперь ей не на что купить еду для шабата. «Пойдем со мной!» — позвал р. Хаим. Взяв корзину из ее рук, р. Хаим стремительно направился на базар и стал выкрикивать во весь голос: «Яблоки на шабат! Евреи, яблоки на шабат!». Начался ажиотаж — каждый почитал за честь для себя купить хотя бы одно яблоко из рук праведника. В минуту корзина опустела, р. Хаим передал деньги женщине и сказал: «Вот твоя выручка! Поспеши приготовить все необходимое для шабата!» (Гдолей адорот).
С каждым годом все больше хасидов приходило в Цанз за советом и благословением — и все приносимые ими пидьёнот (денежные дары) р. Хаим в тот же день распределял среди неимущих. Ежедневно через его руки проходили огромные суммы: на эти деньги р. Хаим выдавал замуж бедных невест, содержал сирот, поддерживал сотни бедных семей.
Рассказывают, что однажды младшая дочь попросила у него денег на новые ботинки — вместо старых, порвавшихся, но р. Хаим ей отказал. Спустя некоторое время к нему с такой же просьбой пришла дочка бедного меламеда. Р. Хаим немедленно дал ей деньги и наказал купить самые лучшие ботинки. Один из его учеников набрался смелости и спросил: «Объясните, наставник, чем Ваша дочь хуже других девушек?» Р. Хаим сказал: «Дочь раввина и в рванных ботинках будет пользоваться уважением, а вот если дочь бедняка-меламеда будет ходить в рваных ботинках, ею станут пренебрегать» (Гдолей адорот).
Р. Хаим с благодарностью и любовью принимал все, что приносила ему жизнь, и даже самые страшные беды — потому что понимал, что единственным источником всего происходящего является Творец мира.
Рассказывается, что, когда в канун шабата умерла его замужняя дочь, оставив нескольких малолетних сирот, р. Хаим встречал шабат с той же радостью, как обычно. В этот день он рассказал своим ученикам притчу: «Когда человека, идущего по улице, кто-то неожиданно хлопает по спине, — он, как правило, оборачивается. Если он видит, что его ударил неизвестный чужой человек, он начинает гневаться и кричать. Но если его хлопнул по спине близкий друг, он радостно здоровается с ним и обнимает его — и даже если тот крепко ударил его по спине. Меня ударил мой Друг! Мой самый лучший Друг!» (там же).
Искренняя и глубокая молитва накрепко связывала его с Всевышним.
Однажды ему рассказали о том, что знаменитый законоучитель р. Мешулам Игра был вынужден во время молитвы больно кусать свою руку — иначе он никак не мог отвлечься от головоломных размышлений по поводу Торы, целиком захватывающих его сознание. «Благодарение Всевышнему, — отреагировал р. Хаим, — когда я встаю на молитву, я вообще забываю, что в мире есть Тора» (там же).
Р. Хаим пользовался высочайшим авторитетом законоучителя — как в среде хасидов, так и в среде миснагдим (противников хасидизма).
Его многочисленные респонсы собраны в книгу Диврей Хаим («Живые речения»).
Под таким же названием, Диврей Хаим, вышли в свет его толкования Пятикнижия.
Его книги выдержали много изданий и очень широко изучаются.
Р. Хаим из Цанза умер двадцать пятого ниссана 5636 /1876/ года.
Во главе хасидского «двора» в Цанзе его сменил сын и ученик р. Аарон Хальберштам (5586-5666 /1826-1906/ гг.). Пятеро других сыновей р. Хаима также стали авторитетными руководителями хасидских общин.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?