Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в галицийском городе Лемберге (Львове), отошедшем при разделе Польши под власть Австро-Венгрии. Законоучитель и историк еврейской мысли.

Раби Шломо-Йеуда-Лейб Рапопорт (Шир; 5550-5628 /1790-1867/ гг.) — законоучитель и историк еврейской мысли.

Родился в галицийском городе Лемберге (Львове), отошедшем при разделе Польши под власть Австро-Венгрии.

Женился на дочери выдающегося законоучителя р. Арье-Лейба Акоэна Геллера (Кцот ахошен). Написал аналитические заметки на одну из знаменитых книг тестя Авней милуим («Камни для наполнения»), посвященную семейному праву.

В 5597 /1837/ году Шир (аббревиатура слов «Шломо-Йеуда Рапопорт») возглавил общину г. Тернополя, но уже спустя год под давлением местных хасидов он был вынужден покинуть город.

В 5600 /1840/ году стал главным раввином Праги.

Шир написал целый ряд значительных сочинений по еврейской истории и библиографии. В книге Йериот Шломо («Свитки Шломо») он воссоздал творческие портреты выдающихся мудрецов раннего средневековья: р. Сеадьи Гаона, р. Нисима бар Яакова (р.Нисима Гаона), р. Хананеля бар Хушиэля (рабейну Хананеля) и р. Натана из Рима, автора талмудического словаря Арух.

В 5612 /1852/ году Шир издал первый том своей талмудической энциклопедии, названной Эрех милин («Порядок тем»). В этом энциклопедическом словаре он разработал аналитический подход к изучению еврейской истории, при котором талмудическая литература рассматривалась в свете данных общей историографии и даже археологии.

Эта работа осталась незавершенной, но опробованный в ней подход к решению талмудических проблем оказал значительное влияние на позднейших галицийских «просветителей», использовавших его для критики «раввинизма», — хотя сам Шир при жизни решительно выступал против всяких «реформаторов веры».

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.