Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Заповеди, Сефер аХинух, Рав Александр Кац
Раби Йосеф бар Моше Бабад (Минхат Хинух; 5550-5634 /1790-1874/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Один из его предков был главой раввинского суда (ав бейт-дин) — отсюда и фамилия Бабад: аббревиатура слов «бней ав бейт-дин» («сыновья главы раввинского суда»).
Р. Йосеф возглавлял общины галицийских городков Гускова и Збаража. В последний период жизни был главным раввином г. Тернополя, где подготовил десятки блистательных учеников.
В отличие от предыдущего тернопольского раввина р. Шломо-Йеуды Рапопорта (Шир), р. Йосеф не только жил в мире с местными хасидами, но и использовал многие хасидские методы в своей духовной работе.
В 5629 /1869/ году в типографии г. Лемберга (Львова) он издал свой основной труд — книгу Минхат Хинух («Вклад в воспитание»). Его книга создавалась в качестве развернутого комментария на классическую Сефер аХинух («Книгу Воспитания»), в которой кратко описаны все шестьсот тринадцать заповедей Торы — в том порядке, в каком они следуют в самом Пятикнижии. В своем комментарии р. Йосеф дал подробный анализ каждой из этих заповедей, сконцентрировав внимание на законодательных нормах, связанных с ее практическим выполнением. В отношении каждой заповеди он прослеживал непрерывную цепь традиции, ведущую от слов Пятикнижия к практической алахе.
Книга Минхат Хинух выдержала много изданий и вошла в классический фонд талмудической литературы. Она очень широко изучается и является одним из основополагающих источников для установления законодательных норм.
Р. Йосеф Бабад умер двадцать третьего элуля 5634 /1874/ года, в возрасте восьмидесяти четырех лет.
Во главе тернопольской общины его сменил сын и ближайший ученик р. Шимон Бабад. Другой его сын, р. Давид-Меир Бабад, переселился в Землю Израиля и возглавил общину г. Цфата.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»