Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гаоны, Ришоним, Александр Кац, Сефарды
Раби Нисим бар Яаков (рабейну Нисим Гаон) — один из выдающихся мудрецов Северной Африки.
Его отец, р. Яаков бар Нисим, был главою общины Кайруана — именно к нему было обращено знаменитое послание р. Шриры Гаона (см.), повествующее об истории передачи устной традиции.
Р. Нисим учился у отца, а затем — у главы ешивы в Пумбедите р. Айя Гаона (см.), который «очень любил его» (Раавад, Седер акабала). Изучал Тору также у р. Хушиэля бар Эльханана (см.), главы ешивы Кайруана. Наряду с глубокими познаниями в Торе, р. Нисим был сведущ в греческой и арабской философии.
В 4787 /1027/ году, после смерти р. Хушиэля, р. Нисим возглавил еврейскую общину Кайруана. Он состоял в непрерывной переписке с мудрецами Вавилонии, а также поддерживал постоянные контакты с мудрецами Испании, и в первую очередь — с их главою, р. Шмуэлем Анагидом (см.).
Дочь р. Нисима стала невесткой р. Шмуэля Анагида: р. Нисим приезжал на свадьбу в Малагу, и все мудрецы Испании собрались вокруг него, чтобы черпать из его уст Тору вавилонских гаонов (Праким бетолдот Исраэль).
Основной труд р. Нисима бар Яакова называется Мафтеах шел манъулей аталмуд (Ключ к замкам Талмуда). В этой книге р. Нисим разъясняет «темные» места Вавилонского Талмуда, опираясь на источники, почерпнутые им из устной традиции.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»