Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Рав Александр Кац, Долг
Раби Шмуэль бар Йосеф Страшунь (Рашаш; 5554-5632 /1794-1872/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей.
Родился в 5554 /1794/ году в местечке Сосковичи.
Изучал Тору под руководством ученика и родственника Виленского Гаона р. Авраама Данцига, составителя кодекса Хаей адам (Жизнь человека).
Женился на дочери виленского богача, который предоставил ему возможность целиком посвятить себя изучению Торы.
После свадьбы молодые поселились рядом с тестем, в пригороде Вильно (Вильнюса), Страшуне, — отсюда и фамильное прозвище р. Шмуэля (первоначально его именовали Шмуэль Сосковицер, по месту рождения).
Несколько лет спустя семья обосновалась в самом Вильно — жена р. Шмуэля вела дела в принадлежащем им магазине, а он занимался в доме учения, где вокруг него сложилась группа учеников.
Рассказывается, что однажды русский офицер высокого ранга, один из клиентов их торгового дома, возвращая свой долг, потребовал, чтобы расписку о погашении долга подписал сам хозяин магазина. В это время р. Шмуэль давал урок по Талмуду в дом учения. Он категорически отказался отправиться в магазин, объяснив пришедшей за ним жене: «Я занимаюсь только изучением Торы и не имею никакого отношения к торговле. Я не могу прерывать занятий, только чтобы удовлетворять причуды этих вояк!». Однако жена настаивала: если р. Шмуэль не придет, генерал не возвратит свой долг, и они понесут большие убытки. «А как бы ты поступила, — спросил р. Шмуэль, — если бы я уже умер, а этот генерал потребовал извлечь меня из могилы, чтобы написать ему расписку?! Так и здесь — когда я занимаюсь Торой Всевышнего, я умираю для всего остального мира. Пожалуйста, не обращайся ко мне по делам торговли». Отчаявшись, женщина возвратилась в магазин и передала генералу слова своего мужа. Ответ р. Шмуэля так понравился генералу, что он удовлетворился подписью хозяйки и немедленно заплатил свой долг (Гдолей адорот).
Р. Шмуэль написал аналитические заметки и примечания к Талмуду, в которых он развивал методы исследования, апробированные в комментариях Виленского Гаона. В своих заметках он стремился к точному пониманию прямого смысла талмудического текста, предлагая множество оригинальных трактовок, отличающихся от традиционных толкований классических комментаторов. Его заметки отличались гармоничным сочетанием обстоятельности и глубины с простотой и краткостью изложения.
После его смерти эти комментарии были включены в новое издание Талмуда, осуществленное в 5646 /1886/ году в виленской типографии вдовы и братьев Ромм, — они были озаглавлены Агаот вехидушим Арашаш(Примечания и аналитические заметки р. Шмуэля Страшуня). В большинстве последующих изданий комментарии Рашаша печатаются в приложении к каждому тому — они широко изучаются и пользуются высоким авторитетом.
Рашаш прокомментировал также классический сборник аллегорий Мидраш раба (Большое собрание мидрашей).
Р. Шмуэль Страшунь, Рашаш, умер в Вильно одиннадцатого адара (второго месяца адар) високосного 5632 /1872/ года, в возрасте семидесяти восьми лет.
Его сын и ближайший ученик р. Матитьяу Страшунь был одним из руководителей виленской общины в следующем поколении.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.