Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Яаков бар Моше Лобербойм (р. Яаков из Лисы; Нетивот амишпат; ок. 5520-5592 /ок. 1760-1832/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви).
Родился в галицейском городе Зборове, расположенном на одном из притоков Днестра. Его отец, р. Моше, был главным раввином Зборова.
В раннем детстве остался сиротой. Позднее он вспоминал, что возможность усердно заниматься Торой он получил благодаря старшей сестре, сказавшей: «Ты, брат, сиди и учись, а я буду носить для людей воду и на заработанные деньги кормить тебя» (Гдолей адорот).
В последующие годы воспитывался в доме своего родственника р. Йосефа Теомим (При мегадим), ставшего его первым наставником.
После бар-мицвы учился в ешиве р. Мешулама Игры, в городке Тисманице, возле Лемберга. Стал талмид-хавером (партнером по совместному изучению Торы) главы ешивы.
Женившись на дочери богача, р. Герцля из Станислава, получил приданное, которого могло бы хватить на всю его жизнь. Вложив деньги в торговое предприятие своего друга и содержа семью на проценты с прибыли, он сумел целиком посвятить себя изучению Торы. Однако через несколько лет его друг разорился и объявил себя банкротом — из всех своих должников он вернул деньги лишь р. Яакову. Р. Яаков отнес всю сумму в раввинский суд и попросил, чтобы из нее было уплачено всем остальным должникам разорившегося купца (Сарей амеа 1:23; Гдолей адорот).
Оказавшись без средств к существованию, р. Яаков был вынужден принять раввинскую должность. Он возглавил общину городка Монастырска и создал там ешиву.
Позднее он стал главным раввином польского города Калиша, где написал большинство своих книг. Основным трудом, прославившим его имя, стал развернутый комментарий на два раздела Шульхан аруха. Комментарий к разделу Йорэ деа, содержащему законы ритуального характера, был назван Хават даат (Точка зрения); комментарий к разделу Хошен мишпат, посвященному имущественным и уголовным тяжбам, получил название Нетивот амишпат (Пути закона).
Книги р. Яакова отличались исключительной глубиной анализа. В книге Нетивот амишпат он остро полемизировал со многими алахическими положениями своего старшего современника р. Арье-Лейба Геллера, автора комментария Кцот ахошен (Края нагрудника).
Р. Яаков написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Ктубот и Гитин, посвященным семейному праву, — эти его книги называются Бейт Яаков (Дом Яакова) и Торатгитин (Законы развода).
В последующих поколениях его алахические труды широко изучались в ешивах — и в первую очередь, книга Нетивот амишпат. Его толкования являлись одним из самых авторитетных источников для установления законодательных норм.
Из под его пера вышел также ряд агадических исследований: среди них книга Эмет леЯаков (Правда Яакову), посвященная анализу талмудических иносказаний, и увлекательный комментарий на Пасхальную Агаду, названный Маасе нисим (Совершённые чудеса).
В 5569 /1809/ году р. Яаков стал раввином польского города Лисы, расположенного возле Познани. Он создал большую ешиву, которая привлекла сотни юных знатоков Торы. Одним из его ближайших учеников был р. Цви-Гирш Калишер, родоначальник движения «религиозного сионизма».
Когда по завершении наполеоновских войн Познанское воеводство было включено в состав Пруссии, р. Яакову из Лисы приходилось вести непримиримую борьбу с влиянием берлинского «просвещения».
В последние годы жизни р. Яаков возвратился в Галицию, где устои еврейской жизни все еще оставались более твердыми, — он возглавил общину г. Стрыя, южнее Лемберга.
Р. Яаков Лобербойм умер в Стрые двадцать пятого ияра 5592 /1832/ года.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»