Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги Мапа («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон — Алаха — для ашкеназских евреев согласуется именно с мнением Рамо. Годы жизни: ок. 5290 — 5332 (ок. 1530-1572) гг.

Молодой мудрец

Раби Моше Исерлис родился в Кракове. Его отец р. Исраэль был известным богачом и одним из руководителей городской общины (фамильное прозвище Исерлис образовалось от слова Исройлес — т.е. «сын р. Исраэля»).

Изучал Тору у р. Шалома Шахно, возглавлявшего ешиву в г. Люблине. Впоследствии стал зятем своего наставника. Занимался также изучением кабалы, философии и астрономии.

Уже в молодые годы прославился как выдающийся знаток Торы. Вернувшись по окончании периода ученичества в Краков, был избран там даяном (судьей). В возрасте чуть более двадцати лет основал ешиву, привлекавшую множество учеников. После смерти родителей он получил значительное наследство и содержал учеников на свои средства.

В 5313 (1553) году р. Моше, не достигший еще двадцатипятилетнего возраста, был избран главным раввином Кракова. Его авторитет был очень высок: из многих ашкеназских общин, из Италии, Германии, Богемии и Моравии, обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Его респонсы собраны в книге Тшувот а-Рамо («Ответы р. Моше Исерлиса»), впервые изданной в 5330 (1570) году.

В том же, 5330 (1570) году, в пражской типографии вышла в свет его книга Торат аОла (Закон жертвы всесожжения). В этой книге приводятся законы храмовых жертвоприношений, описывается устройство Храма и сообщаются размеры отдельных его частей, а также рассматривается ряд важнейших алахических проблем, связанных с философией и астрономией.

Р. Моше Исерлис состоял в постоянной переписке не только с духовными лидерами ашкеназских евреев р. Меиром Кацнельбогеном из Падуи и р. Шломо Лурией (Мааршалем), жившим в Люблине, но и с величайшим законоучителем своего времени р. Йосефом Каро, жившим в Цфате.

Рамо и Шульхан Арух

Подобно р. Йосефу Каро, р. Моше написал комментарий к кодексу еврейских законов Арбаа Турим, составленному двумя веками ранее в Испании р. Яаковом, сыном великого Роша. К приведенным в этом кодексе законам он добавил многочисленные псаки (законодательные решения), вынесенные раввинами Германии и Франции.

На основе этого комментария, названного Даркей Моше («Пути Моше»), он планировал составить сжатый и доступный для всех свод законов. Но его опередил р. Йосеф Каро — в 5325 (1565) году в венецианской типографии вышел в свет его краткий сборник законов Шульхан Арух («Накрытый стол»).

Когда в Польше появились первые оттиски этой великой книги, р. Моше Исерлис решил осуществить свой замысел в несколько иной форме, написав примечания и дополнения к тексту Шульхан Аруха. Он стремился сделать кодекс р. Йосефа Каро приемлемым для всех евреев диаспоры — ведь автор Шульхан Аруха исходил, в основном, из мнений законоучителей испанской школы, например, раби Альфаси (Рифа), Рамбама, не учитывая при этом традиций и обычаев, сложившихся в общинах Германии и Восточной Европы (Роша, чье мнение тоже учитывалось в Шульхан Арухе, можно отнести к ашкеназской школе, но он и его последователи были в явном меньшинстве).

Свой обновленный замысел Рамо изложил так: «Раби Йосеф Каро действительно “накрыл стол”, но проблема заключается в том, что расположенные на нем блюда не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, так как в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются законами, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро… Многие алахические выводы в его книге не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим… Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шульхан Арух мнения этих законоучителей, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах точка зрения р. Йосефа Каро является спорной. И в тех случаях, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шульхан Арух, я завершал изложение этого противоположного мнения словами “Поступай так!”

Книга дополнений, написанная р. Моше Исерлисом, была названа Мапа (“Скатерть”) — по образному выражению самого автора, он “как бы расстелил свою “скатерть” на “столе” р. Йосефа Каро.

В 5338 (1578) году в Кракове примечания Рамо были впервые изданы вместе с основным текстом Шульхан Аруха. В новом облике этот кодекс стал основным алахическим источником для всех еврейских общин: в тех случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и р. Моше Исерлиса расходятся, ашкеназские евреи следуют решению последнего.

Раби Моше Исерлис как духовный лидер

Р. Моше возглавлял краковскую общину и ешиву в течение двух десятилетий, до дня смерти. Наиболее выдающимися из его учеников были духовные лидеры следующего поколения — р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим) и р. Йеошуа Фальк (Приша веДриша), а также р. Давид Ганз — выдающийся историк и астроном.

Рамо безвременно скончался в Лаг баОмер 5332 (1572) года, ему было сорок два года. На надгробном камне, установленном над его могилой, сохранилась надпись, свидетельствующая о величии и уникальности его вклада: “От Моше (Рамбама) и до Моше (Рамо) не было подобного Моше”.

Синагога, основанная им в Кракове, сохранилась до наших дней — ее так и называют «Бейт кнессет Рамо” (Синагога Рамо)


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»