Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Ашкеназы, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Рамо
Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги Мапа («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон — Алаха — для ашкеназских евреев согласуется именно с мнением Рамо. Годы жизни: ок. 5290 — 5332 (ок. 1530-1572) гг.
Раби Моше Исерлис родился в Кракове. Его отец р. Исраэль был известным богачом и одним из руководителей городской общины (фамильное прозвище Исерлис образовалось от слова Исройлес — т.е. «сын р. Исраэля»).
Изучал Тору у р. Шалома Шахно, возглавлявшего ешиву в г. Люблине. Впоследствии стал зятем своего наставника. Занимался также изучением кабалы, философии и астрономии.
Уже в молодые годы прославился как выдающийся знаток Торы. Вернувшись по окончании периода ученичества в Краков, был избран там даяном (судьей). В возрасте чуть более двадцати лет основал ешиву, привлекавшую множество учеников. После смерти родителей он получил значительное наследство и содержал учеников на свои средства.
В 5313 (1553) году р. Моше, не достигший еще двадцатипятилетнего возраста, был избран главным раввином Кракова. Его авторитет был очень высок: из многих ашкеназских общин, из Италии, Германии, Богемии и Моравии, обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Его респонсы собраны в книге Тшувот а-Рамо («Ответы р. Моше Исерлиса»), впервые изданной в 5330 (1570) году.
В том же, 5330 (1570) году, в пражской типографии вышла в свет его книга Торат аОла (Закон жертвы всесожжения). В этой книге приводятся законы храмовых жертвоприношений, описывается устройство Храма и сообщаются размеры отдельных его частей, а также рассматривается ряд важнейших алахических проблем, связанных с философией и астрономией.
Р. Моше Исерлис состоял в постоянной переписке не только с духовными лидерами ашкеназских евреев р. Меиром Кацнельбогеном из Падуи и р. Шломо Лурией (Мааршалем), жившим в Люблине, но и с величайшим законоучителем своего времени р. Йосефом Каро, жившим в Цфате.
Подобно р. Йосефу Каро, р. Моше написал комментарий к кодексу еврейских законов Арбаа Турим, составленному двумя веками ранее в Испании р. Яаковом, сыном великого Роша. К приведенным в этом кодексе законам он добавил многочисленные псаки (законодательные решения), вынесенные раввинами Германии и Франции.
На основе этого комментария, названного Даркей Моше («Пути Моше»), он планировал составить сжатый и доступный для всех свод законов. Но его опередил р. Йосеф Каро — в 5325 (1565) году в венецианской типографии вышел в свет его краткий сборник законов Шульхан Арух («Накрытый стол»).
Когда в Польше появились первые оттиски этой великой книги, р. Моше Исерлис решил осуществить свой замысел в несколько иной форме, написав примечания и дополнения к тексту Шульхан Аруха. Он стремился сделать кодекс р. Йосефа Каро приемлемым для всех евреев диаспоры — ведь автор Шульхан Аруха исходил, в основном, из мнений законоучителей испанской школы, например, раби Альфаси (Рифа), Рамбама, не учитывая при этом традиций и обычаев, сложившихся в общинах Германии и Восточной Европы (Роша, чье мнение тоже учитывалось в Шульхан Арухе, можно отнести к ашкеназской школе, но он и его последователи были в явном меньшинстве).
Свой обновленный замысел Рамо изложил так: «Раби Йосеф Каро действительно “накрыл стол”, но проблема заключается в том, что расположенные на нем блюда не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, так как в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются законами, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро… Многие алахические выводы в его книге не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим… Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шульхан Арух мнения этих законоучителей, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах точка зрения р. Йосефа Каро является спорной. И в тех случаях, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шульхан Арух, я завершал изложение этого противоположного мнения словами “Поступай так!”
Книга дополнений, написанная р. Моше Исерлисом, была названа Мапа (“Скатерть”) — по образному выражению самого автора, он “как бы расстелил свою “скатерть” на “столе” р. Йосефа Каро.
В 5338 (1578) году в Кракове примечания Рамо были впервые изданы вместе с основным текстом Шульхан Аруха. В новом облике этот кодекс стал основным алахическим источником для всех еврейских общин: в тех случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и р. Моше Исерлиса расходятся, ашкеназские евреи следуют решению последнего.
Р. Моше возглавлял краковскую общину и ешиву в течение двух десятилетий, до дня смерти. Наиболее выдающимися из его учеников были духовные лидеры следующего поколения — р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим) и р. Йеошуа Фальк (Приша веДриша), а также р. Давид Ганз — выдающийся историк и астроном.
Рамо безвременно скончался в Лаг баОмер 5332 (1572) года, ему было сорок два года. На надгробном камне, установленном над его могилой, сохранилась надпись, свидетельствующая о величии и уникальности его вклада: “От Моше (Рамбама) и до Моше (Рамо) не было подобного Моше”.
Синагога, основанная им в Кракове, сохранилась до наших дней — ее так и называют «Бейт кнессет Рамо” (Синагога Рамо)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.