Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Справедливость, Рав Александр Кац, Кантонисты
Раби Яаков бар Аарон Брухин (р. Яаков из Карлина; 5548-5605 /1788-1845/ гг.) — авторитетный законоучитель.
Внук выдающегося раввина и естествоиспытателя р. Баруха Шика из Шклова.
Один из ближайших учеников р. Хаима Воложинера. Уже в годы юности по поручению р. Хаима давал уроки в ешиве.
В течение долгих лет возглавлял общину г. Карлина, расположенного на юге Белоруссии, на реке Припять.
В годы рекрутских наборов, когда еврейских детей принудительно направляли в школы кантонистов, р. Яаков боролся с преступной практикой, при которой богатые выплачивали все общинные подати, а бедным приходилось расплачиваться своими детьми.
Однажды во время молитвы в синагогу ворвалась рыдающая женщина, у которой по произволу общинного руководства включили в рекрутские списки сына — ее единственного ребенка, вообще не подлежащего призыву. Староста общины велел служке вытолкать женщину из дома молитвы, и тот бросился исполнять приказ. В этот момент р. Яаков извлек свиток Торы и прочел слова, в которых говорится о сидящей на гнезде птице: «Отослать должен ты мать, а детей можешь взять себе, чтобы было тебе хорошо и продлились твои дни» (Дварим 22:7). «Ты же сделал все наоборот, — обратился р. Яаков к старосте, — ты сначала забрал ребенка, а потом приказал вышвырнуть его мать. Я уверен, что Творец воздаст тебе по заслугам и не станет продлевать твои дни!». Пробужденные словами раввина все молящиеся направились к правлению общины, взломали двери и отпустили на свободу нескольких несправедливо призванных мальчиков (Сарей амеа 4:2).
Р. Яаков был одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения. Его многочисленных респонсы объединены в два сборника — Мишканот Яаков (Обители Яакова) и Кеилат Яаков (Община Яакова).
Р. Яаков Брухин умер в 5605 /1845/ году, в возрасте пятидесяти семи лет.
С разрешения издательства Швут Ами
Читайте также: тематический обзор Аарон
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»