Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Мудрость, Польша, Скромность, Рав Александр Кац
Раби Шломо бар Йехиэль Лурия (Мааршаль; ок. 5270-5334 /ок. 1510-1573/ гг.) — выдающийся законоучитель и исследователь Талмуда.
Происходил из рода царя Давида — по генеалогической линии, идущей через великого комментатора Торы Раши (см.).
Родился в Польше в семье выходцев из немецкого города Вормса.
Изучал Тору у отца, а затем и у жившего в Познани деда (по материнской линии) р. Ицхака Клойбера из Вормса. Учился также у львовского раввина р. Келонимуса Кальмана (см.). Впоследствии женился на его дочери.
В молодые годы р. Шломо Лурия был раввином г. Бриска (Бреста); в сорок лет стал раввином Острога, крупнейшего города на Волыни, а в 5319 /1558/ году сменил умершего р. Шломо Шахно (см.) во главе ешивы г. Люблина, а затем и на посту люблинского раввина.
Отражением этого высокого статуса стало имя, под которым он вошел в историю еврейской мысли: Мааршаль — аббревиатура слов Морейну арав Шломо Лурия (наш учитель раввин Шломо Лурия).
В отличие от своего предшественника, р. Шахно, который широко использовал в преподавании пилпуль (метод эвристического анализа текста), Мааршаль предостерегал от излишнего увлечения любого рода словесной эквилибристикой — в руководимой им ешиве занятия были сосредоточены на точном выяснении требований закона.
В то же время Мааршаль не одобрял тот путь законотворчества, которым шли его великие современники р. Йосеф Каро (см.) и р. Моше Исерлис (Рамо; см.): те стремились создать сборники готовых алахических выводов — венцом их усилий и стал кодекс р. Йосефа Каро Шульхан арух (Накрытый стол), сопровождаемый комментарием Рамо Мапа (Скатерть). Мааршаль опасался, что, если евреи смогут «брать» законы в готовом виде, как бы с «накрытого стола», со скатерти-самобранки, они перестанут изучать Талмуд — а это неминуемо приведет к ошибкам в применении закона.
Свой подход к установлению законодательных норм Мааршаль блистательно реализовал в книге Ям шель Шломо (Море Шломо), которая включала в себя хидушим (аналитические заметки) к шестнадцати трактатам Талмуда (сохранилась лишь часть этой книги, содержащая заметки к семи трактатам). Каждый раздел своей книги он начинал с анализа талмудического фрагмента, являющегося источником рассматриваемого закона, затем давал основательный критический обзор мнений мудрецов прошлых поколений и лишь в заключение предлагал законодательный вывод — псак.
Не менее существенным вкладом Мааршаля в талмудические исследования стали его краткие пометки на полях тех томов Талмуда, с которыми он работал. Эти записи содержали примечания и редакционные изменения: используя старинные рукописи, Мааршаль уточнял напечатанный текст Талмуда, и ему удалось исправить многие ошибки, внесенные переписчиками.
Сыновья и ученики Мааршаля собрали эти заметки и издали отдельной книгой, получившей название Хохмат Шломо (Мудрость Шломо). В новом издании Талмуда, выпущенном в Стамбуле в 5348 /1588/ году, значительная часть поправок Мааршаля была внесена в талмудический текст, а оставшиеся заметки — под названием Хохмат Шломо — были помещены в приложениях к каждому тому. В классических изданиях Талмуда уже не указывается, какие поправки и коррективы были сделаны Мааршалем, — они стали интегральной частью талмудического текста, а также комментариев Раши и Тосафот.
Наиболее выдающимися из учеников Мааршаля были р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим; см.) и р. Йеошуа Фальк (Пришаведриша; см.) — духовные лидеры следующего поколения мудрецов Польши.
Согласно преданию, в свои последние годы Мааршаль изучал кабалу у цфатского посланника р. Исраэля Саруга, прибывшего в Польшу, — Мааршаль воспринял от него сокровенное учение р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.), своего близкого родственника по линии отца.
Р. Шломо Лурия, вошедший в еврейскую историю под именем Мааршаль, умер в Люблине двенадцатого кислева 5334 /1573/ года.
В книге Шем агдолим (Имена великих), содержащей биографии выдающихся мудрецов Торы, повествуется: под ешивой Мааршаля, на первом этаже, в течение долгих лет располагалась лавка зеленщика. Хозяин лавки, которого звали Авраам, вел очень скромный и замкнутый образ жизни — в будние дни недели он, как правило, ночевал в каморке, расположенной в самой его лавке. Однажды, когда поздно ночью Мааршаль вышел из ешивы, он услышал голос Авраама-зеленщика, громко и нараспев произносящего слова священных книг. Прислушавшись, Мааршаль понял, что его сосед изучает одну из сложнейших проблем Талмуда, — и более того, разрабатывает удивительно глубокое и точное решение этой проблемы. Но когда Мааршаль обратился к соседу с прямым вопросом, касающимся этой проблемы, тот начал изображать из себя неуча и невежду — каким и положено быть простому зеленщику. И тогда Мааршаль решительно заявил, что как главный раввин общины он выносит алахическое решение, обязывающее зеленщика искренне ответить на его вопрос. Зеленщик был вынужден подчиниться, и из его уст полились слова, свидетельствующие о глубочайшей мудрости и уникальной эрудиции. Тайна осталась между ними — они стали часто встречаться, делясь друг с другом своими открытиями и сомнениями. А перед тем, как Мааршаль взошел в Небесную Ешиву, он завещал, чтобы на посту люблинского раввина его заменил раби Авраам-зеленщик. И его последняя воля была исполнена.
с разрешения издательства Швут Ами
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...