Из цикла «Хроника поколений», темы: Старейшины, Моше, Пророчество, Александр Кац
Эльдад (אלדד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Биньямина.
Родился в Египте, в колене Биньямина (см. Бемидбар 34:21; Бемидбар раба 15:19). Был надсмотрщиком над другими рабами-евреями и защищал их от египтян, за что угнетатели его избивали (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).
15 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./ вышел из Египта вместе со всем народом Израиля, а 6 сивана стал свидетелем Синайского Откровения.
20 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ сыны Израиля отправились от горы Синай в страну Кнаан, а на следующий день Б-г повелел, чтобы в помощь Моше (см.), измученному постоянными жалобами и прихотями евреев, было избрано семьдесят старейшин (Бемидбар 11:16—17). Причем, согласно воле Творца, их следовало выбрать из тех надсмотрщиков, которые заступались за еврейских рабов в Египте, потому что эти люди уже доказали свою самоотверженную преданность сынам Израиля (Раши, Бемидбар 11:16). Моше взял семьдесят две записки: на семидесяти из них написал закен (старейшина), а две — оставил пустыми. Он смешал записки в специальном коробе и призвал к Шатру семьдесят двух бывших «надсмотрщиков» — по шести от колена. Они тянули жребий, и тому, кто вытаскивал записку с надписью, Моше говорил: «Тебя избрали с Небес». Однако и после того как каждый из присутствовавших вытянул свой жребий, в коробе осталось еще две записки с надписью «старейшина», потому что двое из внесенных в список — Эльдад и его товарищ Мейдад (см.) — не явились к Шатру (там же 11:24—26, Раши; Санхедрин 17а, Раши; Бемидбар раба 15:19). В Талмуде объяснено, что они обладали особой скромностью и считали, что недостойны такого величия. И Творец сказал: «Поскольку они преуменьшили свое значение, Я дам им величие» (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95; Бемидбар раба 15:19). И когда Творец наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Эльдад и Мейдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26—27).
Эльдад говорил: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю». А затем они вдвоем предсказали, что в конце времен, когда сыны Израиля, возвратятся из изгнания на свою землю, грозный правитель Гог из страны Магог приведет на них войной все народы, но будет повержен Царем-Машиахом[1] (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).
Услышав эти пророчества, сын Моше, Гершом, прибежал к Шатру и сообщил об этом отцу. Тогда ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (см.), опасавшийся, что они изрекают ложные пророчества, попросил учителя: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, если Б-г осенит их Своим духом!» (Бемидбар 11:27—29, Раши и Рамбан; Бемидбар раба 15:19).
И если остальные старейшины пророчествовали только в тот час, у Шатра Откровения, Эльдад и Мейдад сохранили свой пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).
В 2488 году /1272 г. до н.э./, перед вступлением в Святую Землю, Эльдад был избран вождем своего колена (в Торе он назван — Элидад, сын Кислона; Бемидбар 34:21, Бааль аТурим). Он возглавлял колено Биньямина при завоевании и заселении Святой Земли (Бемидбар раба 15:19; Седер адорот 2406 и 2489).
Эльдад был среди тех старейшин, которым Йеошуа передал свои познания в Торе и которые встали во главе народа Израиля после его смерти, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31; Авот 1:1, Раши; Бемидбар раба 3:7). Умер вскоре после Йеошуа (Раши, Йеошуа 24:31).
Мейдад (מידד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Эфраима.
Родился в Египте, в колене Эфраима (см. Бемидбар 34:24; Бемидбар раба 15:19). Был среди еврейских надсмотрщиков, которые заступались за своих собратьев, навлекая на себя гнев и побои египтян (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).
21 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ был избран одним из семидесяти старейшин Израиля, но вместе с Эльдадом (см.) не пришел к Шатру Откровения, полагая, что не достоин такого величия (Бемидбар 11:24—26; Санхедрин 17а). А когда Б-г наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Мейдад и Эльдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26). Мейдад предсказал, что возле стана приземлится огромная стая перепелов (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26). И действительно, в тот же день сильный ветер с моря принес огромные стаи обессиленных перелетом перепелов, которые упали на землю, покрыв стан на толщину около двух локтей, и сыны Израиля собирали их, насыщаясь мясом (Бемидбар 11:31—34).
Вместе с тем, Мейдад и Эльдад предрекли, что в конце времен сынам Израиля предстоит война против неисчислимого войска, собранного из многих народов и возглавляемого Гогом из страны Магог. Победа над этим собранием племен ознаменует окончательное освобождение сынов Израиля от ига других народов (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).
В отличие от большинства старейшин, Мейдад так же, как и Эльдад, сохранил пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).
В 2488 году /1272 г. до н.э./ он был избран вождем своего колена (при перечислении вождей колен в Торе приведено его второе имя — Кемуэль, сын Шифтана; Бемидбар 34:24; Бемидбар раба 15:19). Он стоял во главе колена Эфраима при завоевании и заселении Святой Земли (Седер адорот 2406 и 2489).
Мейдад был среди старейшин, получивших знание сокровенных тайн Торы от Йеошуа бин Нуна (см.) (Авот 1:1, Раши). В числе других старейшин он возглавлял народ Израиля в течение некоторого времени после смерти Йеошуа, последовавшей в 2516 года /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31, Раши; Бемидбар раба 3:7).
[1] В книге пророка Йехезкеля (см.), предсказавшего войну с Гогом из страны Магог, указывается, что Всевышний и прежде говорил об этой войне «через Своих слуг, пророков Израиля, пророчествовавших в те дни» (Йехезкель 38:17). Талмуд объясняет, что под этими древними пророками подразумеваются именно Эльдад и Мейдад (Санхедрин 17а).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
После рождения Метушелаха Ханох рьяно служил Всевышнему. Ему так надоели дурные поступки людей, что он отделился и жил в месте, скрытом от других.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Продолжение истории человечества: мир до Потопа. История и родословная ветви Каина и его потомков
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш был одним из лидеров еврейства Германии. Его энциклопедические познания позволили вернуть к традициям отцов многих ассимилированных евреев. Представляем вашему вниманию избранные комментарии р. Гирша к Торе.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Новые нормы, которые установил Лемех. Яваль и временные шатры. Туваль, первый изготовитель оружия.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Дети Адама и Хавы, их характеры и те пути, которые они проложили для своих потомков
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
По мере накопления генетических сбоев, вызванных неправедной жизнью, с каждым поколением жизнь укорачивалась. Люди не только не исправляли изъян, они добавляли новые.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Адаму было передано множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезью для всего человечества.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Когда условия жизни стали суровей, и участились природные катаклизмы, люди стали обращаться с мольбой к Творцу, говоря о своих нуждах и прося защитить их и спасти
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Каин был разочарован собственной духовной неполноценностью, и это наложило отпечаток на все его последующие поступки. Вместо того чтобы извлечь урок и исправить недостатки, первая неудача лишь озлобила его