Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография одного из первосвященников. Именно под руководством Элазара было осуществлено сожжение пепла рыжей коровы, который использовался для ритуального очищения.

Элазар бен Аарон (אלעזר הכהן; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — первосвященник в период завоевания и заселения Святой Земли.

Родился в Египте, в семье одного из глав колена Леви — Аарона (см.) и его жены Элишевы, дочери Аминадава из колена Йеуды (брат Элишевы — Нахшон, был вождем колена Йеуды). У Элазара были старшие братья — Надав и Авиу, а также младший брат — Итамар (Шмот 6:23).

Женился на внучке мидьянского жреца Итро, который был тестем брата Аарона — пророка Моше (см.). По другой линии, жена Элазара происходила из рода Йосефа (см.), сына Яакова (см.). У них родился сын — Пинхас (см.) (Шмот 6:25, Таргум Йонатан; Бава батра 109б-110а; Бемидбар раба 3:7; Раши, Бемидбар 25:13).

В 2447 году /1313 г. до н.э./, когда Элазару было уже около тридцати лет (Бемидбар раба 3:7), в Египет пришел Моше, чтобы вывести евреев из рабства.

6 сивана 2448 года /1312 г. до н.э/, через 50 дней после исхода из Египта, Элазар вместе со всем народом Израиля стал свидетелем Синайского Откровения. А 10 тишрея 2449 года /1311 г. до н.э/, когда Моше окончательно спустился к народу с горы Синай, Элазар начал изучать под его руководством Тору, дарованную на горе Б-гом. Это обучение проходило так: сначала Моше объяснял каждый закон Аарону, затем Элазару и его братьям, а потом — старейшинам и народу. После этого Аарон повторял изученное с Элазаром и его тремя братьями, а они уже разъясняли закон в подробностях старейшинам и народу (Шмот 34:32, Раши; Эрувин 54б).

На следующий день, 11 тишрея, Моше передал народу повеление Творца возвести Шатер Откровения, чтобы в нем пребывала Его Шехина (Раши, Шмот 35:1). По воле Творца, Аарон должен был стать первосвященником, а Элазар и его братья — служителями Шатра (Шмот 28:1, Раши).

Через пять с половиной месяцев, 23 адара, началась подготовка к освящению Шатра — в тот день Аарон и его сыновья впервые облачились в особые одеяния для служения. В течение семи дней они не покидали двора Шатра, изучая под руководством Моше порядок служения (Седер олам раба 7; Сефер аяшар, Цав; Седер адорот). А в первый день месяца нисан, по завершении недели обучения, они приступили к своему служению (Шмот 40:2; Ваикра 9:1, Раши; Седер олам раба 7). Но когда, не дожидаясь повеления Моше, два старших брата Элазара — Надав и Авиу — вошли в Шатер, чтобы воскурить благовония, из Святая Святых вырвались две огненные молнии и поразили их насмерть (Ваикра 10:1—2; Санхедрин 52а).

После того, как Аарон не сумел воспрепятствовать греху с золотым тельцом, совершенному у горы Синай, все четыре его сына были приговорены Небесами к истреблению, а молитвенное заступничество Моше смогло спасти лишь двоих из них (Ваикра раба 10:5; Раши, Ваикра 10:12 и Дварим 9:20).

Моше повелел Элазару и Итамару не разрывать одежды в знак скорби по умершим и не принимать участия в их погребении — они должны были оставаться в Шатре, чтобы не омрачать праздник Б-га (Ваикра 10:6—7, Рамбан).

2 нисана под руководством Элазара, который теперь стал основным помощником первосвященника, было впервые совершено сожжение рыжей коровы и приготовлена очистительная вода с ее пеплом (Бемидбар 19:3, Раши; Седер олам раба 7).

В период пребывания у горы Синай Элазар стал начальником над вождями колена Леви: он руководил служением левитов и охраной Святилища (Бемидбар 3:32). А когда 20 ияра 2449 года, после одиннадцати месяцев и двадцати дней, проведенных у горы Синай, сыны Израиля отправились в путь, Элазар руководил левитами из рода Кеата, переносившими утварь Святилища. Он сам нес масло для Меноры, смесь благовоний для воскурения и масло для помазания (там же 4:16, Раши).

В течение сорока лет скитаний по пустыне Элазар совершал служение в Шатре вместе с отцом и братом. А когда у него и у Итамара подросли дети, а затем и внуки, Моше разделил всех коэнов на восемь смен: четыре — от Элазара и четыре — от Итамара (Таанит 27а).

На сороковой год скитаний по пустыне, 1 ава 2487 года /1273 г. до н.э./, Моше известил Аарона и Элазара, что, согласно полученному им предыдущей ночью пророчеству, Аарон должен умереть в этот день. Втроем они поднялись на гору Ор, расположенную у рубежей Эдома. На вершине Моше снял с Аарона священные одеяния первосвященника и облачил в них Элазара, а на Аарона надел заранее приготовленный тахрихим. Затем Аарон зашел в пещеру, лег на скальный выступ, подобный ложу, и душа покинула его тело — а Элазар спустился с горы вдвоем с Моше (Бемидбар 20:23—28; Раши и Рамбан, Бемидбар 20:26). С этого дня Элазар стал исполнять служение первосвященника (Дварим 10:6).

В начале 2488 года /1272 г. до н.э./ сыны Израиля разбили стан на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона. Следуя повелению Б-га, Моше и Элазар произвели пересчет мужчин от двадцати лет и старше, — тех, кому и предстояло завоевать святую землю (Бемидбар 26:1—3). Моше, которому было предсказано, что он не перейдет Иордана, взмолился: «Элазар, сынок, попроси для меня милосердия, как я просил милосердия для твоего отца Аарона!» (Ялкут Шимони, Ваэтханан 820).

Но решение на Небесах уже было принято. 6 адара, за день до смерти Моше, он поставил перед Элазаром, в Шатре Откровения, своего ближайшего ученика Йеошуа бин Нуна (см.) и передал ему власть (Бемидбар 27:22—23; Рамбан, Бемидбар 27:19; Седер адорот). Затем Элазар и другие коэны получили от Моше свиток Торы и положили его на хранение в Ковчег Завета (Дварим 31:9, 31:26).

А спустя месяц, десятого нисана, сыны Израиля перешли Иордан. В течение четырнадцати лет, пока продолжалось завоевание и заселение святой земли, Шатер Откровения оставался в Гилгале, недалеко от Иерихона, — и Элазар проводил в нем служение. В 2502 году /1258 до н.э/ Святилище было перенесено в Шило: там стены выложили из камней, а покрытие, как и в Шатре в пустыне, составляли кожаные полотнища. В Шило были созваны все колена, и Элазар вместе с Йеошуа бин Нуном довершили раздел земли по жребию (Йеошуа 14:1, 18:1—10; Седер олам раба 11).

Этот раздел происходил следующим образом: Элазар, облаченный в одежды первосвященника, стоял перед Йеошуа и всем народом. Озаренный духом пророчества, он видел, как священные буквы на его нагруднике складывались в надпись: «Колену Звулуна — область Акко» — и он произносил это. Затем он опускал руку в коробку с записками, на которых значились названия колен, перемешав, доставал одну из них, — и на ней было написано: «Колено Звулуна». После этого он опускал руку во вторую коробку, где лежали записки с названиями наделов — и, перемешав, доставал записку: «Область Акко». Так повторялось с каждым из колен (Бава батра 122а, Рашбам).

В 2516 году /1244 г. до н.э./, после смерти Йеошуа бин Нуна, Элазар добавил к книге, написанной Йеошуа, еще несколько строк, в которых рассказывалось о его смерти и погребении (Бава батра 15а).

Первосвященник Элазар, сын Аарона, был призван в Небесную Ешиву вскоре после Йеошуа. Погребен в горах Эфраима, на холме, принадлежащем его сыну Пинхасу (Йеошуа 24:33; Седер олам раба 12), — сегодня эта могила располагается на территории деревни Аварта в Самарии.

Его сын Пинхас добавил в книгу Йеошуа последнюю строку, посвященную смерти и погребению Элазара (Бава батра 15а).

После Элазара первосвященником стал его младший брат Итамар (Псикта дераби Каанэ 27, 134; Оцар ишей аТанах, Итамар), а позднее — Пинхас (Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»