Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Алия, Споры, Хасидизм, Александр Кац
Раби Менахем-Мендл из Витебска (5490-5548 /1730-1788/ гг.) — один из духовных лидеров хасидизма.
Родился в 5490 /1730/ году. Его отец был раввином Витебска и главой городской ешивы.
Изучал Тору в ешиве отца, а затем, вскоре после бар-мицвы, вошел в круг учеников Магида из Межирича (см.).
Магид вырабатывал в чрезвычайно одаренном юноше, в первую очередь, скромность и смирение. Рассказывается, что однажды, выбежав навстречу Магиду с кипой набекрень, Менахем-Мендл похвастался, что выучил за один день шесть листов Талмуда. «Сделай расчет, — остудил его пыл Магид, — если после шести листов ермолка съехала набок, то сколько же надо выучить, чтобы она вообще слетела от гордыни?!» (Сарей амеа 3:15).
С течением лет он стал особенно близок к Магиду: именно ему было поручено записывать уроки наставника. Вместе с Магидом он посещал в Меджибоже основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.).
В восемнадцать лет р. Менахем-Мендл женился на дочери одного из богачей Минска. Поселившись в Минске, он стал магидом (общественным проповедником).
Вокруг него сплотилась группа хасидов, и его тесть начал строить здание для синагоги и ешивы, которую должен был возглавить р. Менахем-Мендл. Однако вскоре миснагдим, шокированные хасидскими обычаями нового магида, изгнали его из города (Гдолей Русия; Минск ир ваэм с. 97).
В начале зимы 5532 /1772/ года р. Менахем-Мендл, прибыв в Вильно, попытался встретиться с Виленским Гаоном (см.), чтобы разъяснить ему подлинную позицию хасидизма. Однако Гаон наотрез отказался от встречи с ним.
Р. Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе; см.), сопровождавший р. Менахема-Мендла в этой поездке, вспоминал: по решительному поведения Гаона хасидские посланники заключили, что «вопрос для него совершенно ясен …и решение по нему уже принято» (Р. Дов Элиах, Гаон с. 909). И действительно, в нисане того же, 5532 /1772/ года, раввинский суд Вильно объявил «великий херем», в соответствии с которым все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины.
Именно в этот переломный момент — в 5533 /1773/ году, сразу же после смерти Магида из Межирича, — р. Менахем-Мендл из Витебска возглавил хасидское движение в Белоруссии и Литве, в местах, где преследования приняли особенно ожесточенный характер.
Во многих городах и местечках хасидские молитвенные дома закрывали, а самих хасидов с позором изгоняли. И когда положение стало совершенно невыносимым, р. Менахем-Мендл и его ближайшие соратники решили, покинув своих гонителей, обосноваться в Земле Израиля и создать там, как когда-то намечал сам Бешт, новый центр движения.
В 5537 /1777/ году, после Песаха, когда сошел снег, р. Менахем-Мендл отправился в путь во главе каравана, состоявшего из нескольких сотен хасидов и членов их семей.
Возле Могилева путешественники сели на речные суда и спустились по Днепру на юг. Затем, перегрузив свой скарб на телеги, они пересекли Подолию, Бесарабию и Валахию. В городе Галац, расположенном недалеко от устья Дуная, они арендовали пять кораблей и отплыли по Черному морю в Стамбул. Многие возвратились из Стамбула обратно, некоторые погибли, не выдержав трудностей пути.
Пятого элуля, на исходе 5537 /1777/ года, р. Менахем-Мендл и триста его спутников сошли на берег в порту г. Акко. Они поселились в г. Цфате, а затем, в 5541 /1781/ году, перебрались в Тверию (Сарей амеа 6:7; Праким бетолдот Исраэль ч.2).
Р. Исраэль из Ружина (см.), правнук Магида из Межирича, сравнивал прибытие р. Менахема-Мендла на Святую Землю с приходом нашего праотца Авраама — поскольку «они оба проложили путь для всего Израиля».
В письмах к хасидам, оставшимся на Украине и в Белоруссии, р. Менахем-Мендл рассказывал о многочисленных трудностях, которые пришлось пережить ему и его общине. Он подчеркивал, что реальность, с которой они столкнулись, находилась в полном соответствии со словами Талмуда: «Земля Израиля приобретается только через страдания» (Брахот 5а). «Нам кажется, что пережитых нами мучений хватит на то, — писал он, — чтобы искупить от грехов всех служителей Б-га» (Гдолей адорот).
Р. Менахем-Мендл из Витебска скончался второго ияра 5548 /1788/ года, в возрасте пятидесяти восьми лет.
За мгновение до смерти он сказал хасидам, столпившимся у его ложа: «Отойдите от меня, ибо Б-г находится надо мной» (Гдолей Русия).
Его сочинения и изречения были собраны в три книги: При аарец (Плод Земли), При аэц (Плод дерева) и Эц при (Плодоносное дерево). В этих книгах нашла свое выражение аутентичная традиция, воспринятая им от основателей хасидизма. «Любой материальный объект существует лишь по мановению руки Всевышнего, пребывающего в каждом из Своих созданий, — писал он, развивая центральную идею Бешта и Магида. — И без Его оживляющего влияния все живое обращается в прах и уходит в небытие» (При аарец).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».