Основные принципы
Наши обязанности и наше поведение, поведение евреев, соблюдающих Тору, определяют законы (Диним), которые дополнены многочисленными обычаями (Минхагим), и вместе они проникают во все области нашей повседневной жизни. Эти Диним и Минхагим основываются на тех шестистах тринадцати Мицвот (заповедях), которые были открыты Моше Рабейну, мир его праху, на горе Синай.
Мицвот, предписываемые Торой, так называемые Мицвот Деорайта, насчитывают 248 Мицвот Асе (предписывающих заповедей) и 365 Мицвот Лo Таасе (запрещающих заповедей). Мицвот Асе, предписывающие заповеди, часто называются также Хийувим (обязанности), а Мицвот Ло Таасе — Исурим (запреты).
Типичные примеры первых, т.е. Мицвот Асе, это Мицвот Тфилин и Маца, каждая из которых требует исполнения некоего позитивного действия.
Примеры Мицвот Лo Таасе: Лo Тигнов (не кради), Лo Тилбош Шаатнез (запрещение носить одежду, содержащую Шаатнез — смесь шерсти и льна), Баль Taшxuт (запрещение брить волосы на лице бритвой или ножом).
248 Мицвот Асе могут быть разделены, в свою очередь, на две группы:
1. Мицвот Асе Шеазман Грама — Мицвот, исполнение которых зависит от определенного времени;
2. Мицвот Асе Шеэйн Азман Грама — Мицвот, исполнение которых не зависит от времени.
Например, Мицвот Тфилин и Сукка относятся к первой категории, т.е. к Мицвот, зависящим от времени, потому что Тфилин накладывают только в будни, а обязанность жить в Сукке ограничена определенным временем года. С другой стороны, Мицва Мезузы относится к любому времени: ко всем семи дням недели, ко всем двадцати четырем часам суток, следовательно, она — Мицва, не зависящая от времени.
В дополнение к Мицвот Деорайта (613 Мицвот, предписываемых Торой) существуют многочисленные Мицвот Дерабанан, т.е. Мицвот, предписываемые нашими Хахамим (Мудрецами). Тот авторитет, которым Тора наделяет Хахамим, позволяет им устанавливать такие Мицвот, и во многих практических ситуациях Мицвот Дерабанан имеют ту же силу, что и Мицвот Деорайта.
И в этом случае Мицвот могут быть как предписывающими (мы их будем называть Хийувей Дерабанан), так и запрещающими (Исурей Дерабанан). Примеры первых — Аллель, Meгилла и Брахот (благословения), которые мы произносим перед едой и питьем. Запрещения есть в Тиша Беав и брать Мукце в Шабат — это Исурей Дерабанан, т.е. запреты Хахамим.
Теперь рассмотрим, как же все это относится к женщинам. Основной принцип заключается в том, что все запрещающие заповеди распространяются на женщин точно так же, как и на мужчин. Имеются в виду и Исурей Деорайта, и Исурей Дерабанан. Так, например, и мужчинам и женщинам запрещено носить Шаатнез, есть в Тиша Беав и брать Мукце в Шабат.
Женщины имеют тот же самый статус, что и мужчины, относительно предписывающих Мицвот, не связанных с определенным временем. Соответственно, нет разницы между мужчиной и женщиной в том, что касается обязанностей установить Мезузу на двери или произносить нужную Браху перед едой или питьем.
Есть лишь одна группа Мицвот, от соблюдения которых (по крайней мере большинства из них) женщины освобождены, — Мицвот Асе Шеазман Грама, т.е. предписывающие заповеди (Хийувим), исполнение которых связано либо с определенным временем дня, либо с ограниченным отрезком времени. Освобождение касается и Мицвот Деорайта, и Мицвот Дерабанан. Так, например, женщины не обязаны накладывать Тфилин, есть и спать в Сукке или произносить Аллель в Йом Тов.
Тем не менее, женщины могут — и зачастую пользуются этим правом — соблюдать связанные со временем Мицвот, если они того желают. Если они поступают так, они произносят соответствующую Браху, ту же самую, что и мужчины. Некоторые из таких Мицвот (например, слушание Шофара в Рош Ашана) соблюдаются почти всюду, так что многие женщины считают их обязанностью (это часто зависит от Минхага, обычая, принятого в данном месте или семье). Есть, однако, некоторые Мицвот, исполняемые по различным причинам только мужчинами и никогда — женщинами. Подробности, касающиеся этого, вы найдете в следующих главах.
Наиболее распространенное объяснение, почему женщины освобождены от связанных со временем заповедей, заключается в следующем: то, что их исполнение требует существенных затрат времени и (или) установления строгого расписания, может вступить в конфликт с первейшими обязанностями женщины — ее обязанностями жены и матери — и тем самым повредить согласию между женой и мужем, нарушить спокойствие в доме, которое Тора считает непреходящей ценностью. По этой причине связанные со временем
Мицвот исполняет гораздо больше незамужних девушек или замужних женщин, не имеющих детей (или не имеющих маленьких детей), чем женщин, занятых воспитанием детей.
Другое объяснение особого статуса женщин приводит Рабби Шимшон Р.Хирш в своем комментарии на Хумаш: «…Их освобождение от Мицвот Асе Шеазман Грама вызвано, вне всякого сомнения, не тем, что их (женщин) существование считают в каком бы то ни было отношении менее достойным или важным, но, как нам кажется, Тора не возлагает на женщин эти Мицвот потому, что не считает нужным требовать этого от них. Все Мицвот Асе Шеазман Грама призваны внести посредством символической процедуры определенные факты, принципы, идеи и резолюции, освежать их в наших умах время от времени, побудить нас укреплять их, чтобы сохранить. Б-жественная Тора считает само собой разумеющимся, что наши женщины обладают большим рвением и большой преданностью их призванию служить Б-гу; опасность изменить этому призванию в их случае меньше, чем у мужчин, подвергающихся соблазнам, когда они заняты бизнесом или другой профессиональной деятельностью. Соответственно, нет необходимости давать женщинам такое повторяющееся стимулирующее напоминание и предостерегать их против слабостей повседневной жизни, чтобы они оставались верными призванию. И также при самом рождении еврейского народа Б-жественное Провидение не находило необходимым гарантировать связь женщин с Ним и не дало им постоянно существующего знака, подобного обрезанию у мужчин. И при вручении Торы на Синае Г-сподь в первую очередь полагался на веру и преданность женщин (Шмот 19:3). Еврейский народ установил, что во всех грехах его, только благодаря заслуге преданных Всевышнему женщин, было сохранено и выращено зерно возрождения и возвращения».
Прежде, чем продолжить наше обсуждение, следует подчеркнуть, что эти правила, подобно большинству правил, имеют некоторые исключения, особенно в том, что касается Мицвот Асе Шеазман Грама. Например, Маца и Мегилла, хотя и очевидно связанные со временем, к женщинам относятся так же, как и к мужчинам. Однако большинство Мицвот Асе Шеазман Грама касаются только мужчин. В отношении Лавим (запретов) исключения более редки. Талмуд определенно заявляет, что на женщин распространяются все запрещения, кроме следующих трех: Баль Ташхит — бритье бритвой или ножом; Баль Такиф — удаление (полное) волос возле уха (пейсов); Баль Титаме Леметим — прикосновение или нахождение под одной крышей с мертвым (относится только к Коаним — потомкам Аарона Акоэна).
Таким образом, женщина, на лице которой растут волосы, может сбрить их бритвой, а Коенет (женщина, отец которой Коэн) не предостерегается от опасности стать Таме. Относительно других запретов можно уверенно сказать, что статус женщин и мужчин одинаков, и всякое запрещенное действие запрещено для обоих.
Цель настоящего вступления — познакомить читателя с основными принципами и сориентировать его в мире Алахи. Следующие главы обсуждают в подробностях различные Диним и Минхагим — законы и обычаи, поясняя, каким образом они касаются женщин и каким образом ими соблюдаются. Особенное внимание обращается на те области, где существуют, согласно закону или традиции, различия в практических действиях между мужчиной и женщиной, а также на те предписания, которые по самой своей природе представляют специальный интерес для женщин или особо их касаются.
с разрешения издательства «Швут Ами»