Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Заповеди, Женщина, Цицит, Молитва, Благословения, Дов Айзенберг
Самое первое действие, которое совершает соблюдающий заповеди еврей, когда просыпается утром, это Нетилат Ядаим Шахарит — очищение рук; он делает это, поливая воду трижды попеременно на каждую руку. Человек не должен касаться пищи, пока его руки не очищены таким образом, а поскольку именно женщины обычно заняты в доме приготовлением пищи, предостережение незамедлительно к должным образом мыть руки в особенности обращено к ним.(Матери, встающие рано, чтобы накормить маленьких детей должны быть особенно внимательны!) Руки следует мыть также после посещения туалета.
Женщины освобождены от Мицвы Цицит из-за того, что эта Мицва распространяется только на дневное время и, следовательно, является Мицвой Асе Шеазман Грама. Мицва Тфилин также относится к этой категории. Хотя, как было отмечено раньше, женщины могут — и часто пользуются этил правом — соблюдать такие Мицвот, они по различным причинам воздерживаются и от ношения Цицит, и от накладывания Тфилин. Если женщина повязала Цицит на одежде, то их можно носить, но предпочтительнее, тем не менее, что бы это делал мужчина.
В то время как каждому мужчине вменяется в обязанность молиться трижды в день, т.е. утром — Тфилат Шахарит, после полудня — Тфилат Минха и вечером — Тфилат Маарив, относительно женщины в этом вопросе существуют различные мнения.
Согласно одним, от женщины не требуется произнесения ни одной из этих установленных Тфилот (молитв). Скорее, на нее возлагается обязанность вообще молиться ежедневно; обязанность, которая может быть выполнена просто любым молением или просьбой (Бакаша), выраженной в любой форме и на любом языке раз в день. Это объясняет, почему в некоторых местах не принято женщинам и девушкам молиться регулярно. Как бы то ни было, согласно этому мнению, следует произносить по меньшей мере одну Тфилу или Бакашу ежедневно, предпочтительней утром, непосредственно после мытья рук. (Конкретные рекомендации смотри ниже).
Однако многие другие придерживаются мнения, что женщины обязаны молиться по установленной форме дважды в день, а именно: утром (Шахарит) и после полудня {Минха). Тем не менее, от них не требуется произнесения всего объема утренних молитв, как это объяснено ниже.
В действительности до недавнего времени многих девушек (если не большинство) не учили читать на иврите и, следовательно, произносить какие-либо Тфилот, кроме тех, которые они знали наизусть.
В последнее время, когда появилась повсеместно тенденция давать девушкам серьезное еврейское образование, широко распространенным обычаем стали для них и регулярные ежедневные Тфилот. Это находится в согласии с точкой зрения большинства Поским (авторитетов), соглашающихся с последним мнением и настаивающих на том, что женщины и девушки должны молиться ежедневно.
Сейчас обычай произносить регулярно установленные дневные молитвы широко распространен среди одиноких девушек. В значительной степени это можно сказать и о замужних женщинах. Тем не менее, очень многие после замужества продолжают молиться в той мере, в какой это позволяют их обязанности хозяйки дома и, в особенности, обязанности матери маленьких детей. Здесь, разумеется, не только оправдана и разрешена, но и требуется определенная доля гибкости и здравого смысла. Так, например, женщина, которой трудно найти время для всех Тфилот, должна скорее отказаться от части или большинства (в соответствии с рекомендациями, данными ниже), чем поставить себя в ситуацию, когда она вынуждена молиться непрерывно.
В некоторых местах женщины вообще не молятся регулярно или молятся только в Шабат и Йом Тов. Конечно, это чаще случается, если хозяйка дома работает, имеет маленьких детей и (или) большое хозяйство. Занятых уходом за больным также можно отнести к этой категории.
В свете того, что сегодня большинство авторитетов, как было упомянуто, соглашаются, что женщины обязаны молиться регулярно, хорошо было бы, чтобы те, кому пришлось из-за недостатка времени отказаться от привычки ежедневных Тфилот, вознамерились возобновить их, если и когда обстоятельства позволят им уделить для этой цели несколько минут в день. Если женщина не имеет возможности (или считает затруднительным) возобновить молитвы в полном их объеме, она может делать это постепенно, в той мере, в какой ей позволяет время. Следует подчеркнуть, что девушка или женщина, прервавшая ежедневные молитвы, все-таки должна произносить хотя бы одну Тфилу или Бакашу в день (как было сказано ранее). То же самое относится к случаю, когда молящаяся регулярно женщина вынуждена отказаться от этой привычки на один или несколько дней. Рекомендуется выбрать в качестве такой короткой Тфилы тот Йеи Рацон, который идет после Брахот Ашахар.
Йеи Рацон или другая Тфила должны быть произнесены до еды. Точно так же, если девушка или женщина, которые молятся регулярно, хотят поесть перед молитвой, они должны сначала произнести Йеи Рацон или другую Тфилу или Бакашу.
Следует заметить, что перед тем как молиться или произносить Браху, нужно проверить, чтобы в комнате не находился ребенок в испачканных и испускающих зловонный запах пеленках.
Какие из ежедневных Тфилот должна произносить женщина?
Как уже упоминалось, женщины и девушки не обязаны произносить Тфилат Шахарит (утреннюю молитву) в полном объеме. Наиболее важные Тфилот, которые должны, по возможности, произносить все, это: первый Пасук (предложение) Шма или, что предпочтительней, вся первая Параша Шма до слов «Увишеареха» (включая Барух Шем Кевод Малхуто и т.д.), Амида или, как ее обычно называют, Шмоне Эсре — центральная молитва всех трех Тфилот.
Если у женщины есть время, ей следует добавить отрывок от Эмет Веяцив до Гааль Исраэль, чтобы без всякого перерыва переходить непосредственно к Амиде.
Девушка или женщина, имеющая время не только для указанного минимума, должна добавлять следующие Тфилот (они перечислены в порядке приоритетности):
1. Брахот Ашахар, включая Брахот Атора.
2. Песукей Дезимра. Основу Песукей Дезимра составляют Барух Шеамар, Ашрей и Иштабах. В Шабат и Йом Тов добавляется Нишмат.
3. Брахот Криат Шма и Шма целиком. Другими словами, от Иштабах и до конца Шмоне Эсре.
4. Алелукот (т.е. Псалмы 146—150) и, если позволяет время, оставшуюся часть Песукей Дезимра (Они должны
быть произнесены в соответствующем порядке после Барух Шеамар).
Шма может быть произнесено в любое время дня, а Амида Шахарит — перед Хацот (полднем). Если женщина не смогла прочесть Амиду Шахарит до указанного времени, то она может исправить это, произнеся Амиду Минхи дважды.
Излишне говорить, что девушка или женщина, желающая произносить какую-то из оставшихся Тфилот или все их, может это делать.
Как уже упоминалось, те, кто придерживаются мнения, что Тфилат Шахарит обязательна для женщин, считают для них необходимым читать также и Тфилат Минха. Минху следует произносить после полудня (от получаса после полудня до захода солнца).
Что же касается Тфилат Маарив (вечерней молитвы), большинство Поским считают женщин освобожденными от нее. Некоторые женщины, тем не менее, имеют обычай произносить и Тфилат Маарив тоже. Те, кто хотят делать так, но не имеют достаточно времени (или не хотят) читать Маарив полностью, читают от Эмет Веэмуна до конца Ашкивейну, а затем Шмоне Эсре.
Женщины могут читать (и обычно так и делают) Криат Шма Аль Амита — молитву перед сном.
Как отмечалось во введении, женщины обязаны произносить Брахот перед едой и питьем. То же самое относится и к мытью рук перед тем, как есть хлеб, и к произносимой при этом Брахе «Аль Нетилат Ядаим». Следует позаботиться о том, чтобы снять все кольца перед мытьем рук. Лак для ногтей, однако, не считается Хацицей (преградой), и его не нужно удалять. (Но лак должен быть удален с ногтей перед Твилой). Точно так же Брахот после еды, включая Биркат Амазон (Послетрапезное благословение), являются для женщин обязательными. Здесь, однако, есть разница в случае, если после трапезы с хлебом не могут вспомнить, был ли произнесен Биркат Амазон: мужчина должен произнести Биркат Амазон даже в случае сомнения, женщине же нет необходимости читать его, но если она хочет, она может это сделать. Женщина, как и мужчина, должна отвечать Амен, услышав произнесенную кем-либо другим Браху.
Все соблюдающие Мицвот хорошо знают, что трое или более мужчин, участвовавших в трапезе с хлебом, должны читать Биркат Амазон совместно — Бимезуман. Гораздо менее известно, что каждая женщина, участвовавшая в такой трапезе, также должна присоединиться к Мезуману, отвечая вместе с мужчинами Биркат Азимун, и ей не еледует читать Биркат Амазон отдельно. Однако женщина не может быть Меварех (вести Зимун). Также допустимо, но во многих местах не принято, чтобы три или более женщин, евших вместе, но отдельно от мужчин, организовали свой отдельный Мезуман.
Такие Брахот, как Боре Миней Весамим (перед вдыханием запаха трав или пряностей), Шеехийану (при надевании новой одежды или когда едят новый фрукт и т. д.), Шекохо Угвурато Мале Олам и Асе Маасе Берешит и подобные им, одинаково обязательны для мужчин и женщин. То же самое справедливо и для Тфилат Адерех — молитвы путешественников.
Биркат Одаа (Агомель Лехайявим Товот), произносимая при спасении от опасности, излечении от болезней и т. д., согласно мнению большинства, произносится в присутствии Миньяна (десяти мужчин). Поскольку считается неправильным для женщины адресоваться к мужской аудитории, эта Браха во многих местах женщинами обычно не произносится. Некоторые авторитеты, однако, настаивают на том, что эта молитва может быть произнесена женщиной в присутствии девяти других женщин и одного мужчины.
Существуют различные мнения по поводу Биркат Ахама, произносимого один раз в двадцать восемь лет, в начале солнечного цикла. Большинство Поским считают это Мицвой Асе Шеазман Грама и, следовательно, необязательной для женщин. Тем не менее, некоторые разрешают женщинам, если они того хотят, произносить эту Браху, в то время как другие не согласны или утверждают, что нет соответствующего обычая для женщин.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»