Темы: Рав Реувен Куклин, Еврейская женщина, Женщина, Внутренний мир
Уважаемый р. Реувен! Скажите, а почему в утренней молитве, когда мы говорим, что создал нас, как Он хотел, мы пропускаем? Это что, плохо быть женщиной? Спасибо огромное. О.
Уважаемая О.
Если я правильно понимаю, Вы имеете в виду следующее: «Почему мужчины каждое утро благодарят Б-га за то, что Он не создал их женщинами, а женщины, вместо подобного же благословения, благодарят Его за то, что Он создал их по воле Своей. Следует ли из этого, что женщины плохие?»
Отвечаю на Ваш вопрос.
Человек становится хорошим либо плохим в результате своих действий. Нет ни одного человека, который был бы создан первоначально хорошим или плохим.
Однако то, что нам необходимо понять: кто находится на более высокой духовной ступени, кто более совершенное создание — мужчина, как это, на первый взгляд, следует из утренней молитвы, или женщина.
Талмуд в трактате Брахот (17а) утверждает, что у женщин есть бόльшая награда (в будущем мире), чем у мужчин. Талмуд основывается на словах пророка Йешая (32:9). Обращаясь к женщинам, называет их Йешая «женщины беззаботные, надеющиеся на Б-га». Спрашивает Талмуд, за какую заслугу удостаиваются женщины своей награды. Отвечает Талмуд — их заслуга в том, что они помогают мужьям в изучении Торы и посылают сыновей изучать Тору.
Объясняет Магарал (в книге Друшей а-Тора), что женщины — создания более совершенные. Поэтому пророк Йешая их называет «беззаботными». Человек, которому чего-либо не достаёт, пребывает в постоянной тревоге, он не может быть беззаботным. Беззаботность, спокойствие женщин, их упование на Б-га свидетельствует об их совершенстве. Поэтому женщины и не обязаны выполнять предписывающие заповеди, связанные со временем. Женщина была создана, в основном, не для того, чтобы совершенствовать себя, а для того, чтобы помочь мужчине стать совершенным. Мы учим это из того, что сказал Б-г, создавая женщину (Берешит 2:18): «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подспорье». Цель творения женщины — принести совершенство всему миру.
Так мы поймём высказывание мудрецов, что женщины, в основном, удостаиваются своей награды за то, что помогают мужьям в изучении Торы и посылают сыновей изучать Тору, ведь тем самым они выполняют свою основную цель — помочь другим усовершенствовать себя.
Сказанное поможет нам понять благословление, которое произносят женщины: «За то, что Он создал меня по своему желанию» — т.е. отвечающей Его конечному желанию, совершенной.
Каждый из нас, творений Б-га, должен благодарить Его за что-то особое, чем его наделил Всевышний. Поэтому мужчины благодарят Всевышнего за дополнительные заповеди, которые Он им дал (это вырожается в благословение: «что Ты не сделал меня женщиной»), а женщины, в свою очередь, благодарят Б-га за то, что Он создал их совершенными.
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Отношение иудаизма к красоте
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»