Темы: Ципора Харитан, Женщина, Депрессия, Молитва, Забота о себе, Внутренний мир
Здравствуйте, пожалуйста, помогите советом. У меня два вопроса:
1) Как полюбить человека, к которому испытываешь отвращение? Как научиться дарить любовь не только тем, кто тебе симпатичен?
2) Как научиться взаимодействовать на уровне сердца, а не разума?
Речь идет о психически больной сестре мужа, которая живет с нами, т. к. больше родственников не осталось. Ей 48 лет, и это мое главное испытание. Всевышний не дал мне детей. Детей было бы слишком легко любить. Я слежу, чтобы она быта сыта, помыта и в безопасности, а взаимодействовать с ней не умею. В основном, всегда ругаю ее, говорю надрывно, с напряжением. Иногда кричу.
Она раздражает меня тем, что, хотя моется каждый день, от нее дурно пахнет, вокруг нее всегда грязь, крошки и пятна. Она спит в одежде, в которой ходит по улице, набрасывается на еду бесконтрольно. Замечания бесполезны. Крик и встряски имеют хоть какой-то эффект. Нет нужды упоминать, что в следующую секунду после этого горько сожалею о своем раздражении и высокомерии, но поздно…
Я уже несколько лет молюсь каждый день о том, чтобы Всевышний дал мне любви и тепла для нее, но ничего не получается. Иногда сразу после молитвы вхожу к ней в комнату, вижу ее и испытываю отвращение. Как это изменить??? Как научиться относиться к ней с теплотой и мягкостью?
Однажды после очень напряженных раздумий и поиска ответов мне пришла мысль о том, что, если с ней нельзя взаимодействовать на уровне разума, — нужно взаимодействовать на уровне сердца. Это была не моя мысль. Это подсказка свыше. Как это воплотить на практике? Что это вообще значит в данной ситуации? Как научиться генерировать любовь и раздавать ее всем, а не только тем, кто мне симпатичен?
Каждое утро иду мимо нищенки, которая мне очень неприятна. Раньше давала ей деньги, но заметила, что делаю это с отвращением, и перестала давать. Даю другим, а ей не могу.
Нужно ли Творцу добро, которое делают со злым лицом?
Я ищу ответы на свои вопросы потому, что не могу дальше продвигаться в своем духовном росте. Я зашла в тупик. И пока не найду ответы и способ решения, буду мучиться и буксовать. Помогите пожалуйста! N.
Уважаемая N.,
Прежде всего, позвольте выразить Вам мое глубочайшее уважение: Вы несете столь непростую нагрузку и заботитесь обо всех нуждах Вашей несчастной родственницы. Это само по себе уже говорит об очень высоком духовном уровне. Поэтому все остальное, что буду предлагать, никак не означает: «Вот Вы себя ведете неправильно, а надо так». Но, так как я действительно ощущаю, что, возможно, Вам было бы легче, если бы Вы смогли посмотреть на ситуацию другими глазами, то позволю себе рассказать Вам хасидскую историю.
Основоположник династии хасидэй-Цанц, раби Хаим, был инвалидом — калекой с очень тяжелой хромотой. Когда он должен был стать женихом, он, еще совсем молодой юноша, приехал в город, где жила будущая невеста. Она увидела его, пришла в ужас и категорически отказалась даже думать о таком браке. И тогда раби Хаим попросил о том, что не было принято в те времена: поговорить с девушкой с глазу на глаз. После очень короткой встречи девушка вышла и сказала, что от всей души готова вступить в этот брак.
Спросили раби Хаима: что же он ей такое сказал? А он ответил: когда их души должны были спуститься в этот мир, его невесте суждено было родиться калекой, хромой… И тогда его душа взмолилась Всевышнему: для девушки это будет невыносимо тяжелым испытанием, поэтому он хочет взять ее хромоту себе — с тем, чтобы они потом поженились. Но, если она за него не захочет выйти, то Всевышний ведь может всё изменить и вернуться к первоначальному плану…
Так вот, это очень страшно думать и говорить, но, когда мы помогаем нищим или заботимся о больных и несчастных людях, лишенных разума, могло ведь, не дай Б-г, быть наоборот: мы могли бы быть не дающими, а нуждающимися в этой паре… И были бы вынуждены принимать и терпеть, а не давать, будучи здоровыми и обеспеченными людьми.
«Перегородка» между нормальностью и ненормальностью настолько тонкая, что нам остается только молиться Всевышнему и благодарить Его за то, что нашим испытанием является заботиться об этих людях, а не, не дай Б-г, быть на их месте.
Если мы скажем себе в таких трудных случаях, как Ваш, что, возможно, этот человек является нашим спасением и искуплением, может быть, нам будет легче посмотреть на всю ситуацию немного по-другому.
При этом помните, что Вы — не ангел, а человек, и, если у Вас возникает раздражение, то это абсолютно естественно. А то мы часто раздражаемся на тех, о ком заботимся, еще и за то, что мы на них раздражаемся. Если Вы примете это как некий естественный элемент ухода за ней, поверьте, раздражения будет гораздо меньше.
Желаю Вам, чтобы великое доброе дело, которое Вы делаете, служило бы Вам защитой от других болей и неприятностей в Вашей жизни.
С большим уважением, Ципора Харитан
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?