Внутренний мир — это мир души человека, это то ядро, которое определяет человека как личность. В течение всей своей жизни человек сам выстраивает свой внутренний мир во всех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической. На наш внутренний мир влияют и наши поступки, и мысли, и то, как к нам относятся окружающие. В супружестве происходит объединение внутренних миров двух людей, и таким образом выстраивается истинная сущность человека.
Оглавление
Каким прибором измерить внутренний мир? [↑]
Психологи определяют внутренний мир человека как «потребностно-эмоционально-информационную субстанцию», которая формируется при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражает все многообразие его бытия. Еще психологи предлагают отождествлять внутренний мир с психикой.
Без включения в определение слова «душа» оно остается малопонятным набором слов. А между тем, внутренний мир — это мир нашей души, это то ядро, которое определяет человека как личность.
Внутренний мир человека включает в себя как врожденные характеристики, например, темперамент, так и приобретенные. Эмоции, ощущения, восприятие, представление о себе и о мире, желания, мечты, убеждения, ценности — все это приобретается человеком в течение жизни.
Сказано: «Эйн а-браха мецуя эла бедавар а-самуй мин а-айн — благословение можно найти лишь в том, что скрыто от глаз». Когда некая вещь раскрывается во внешнем, предельном мире, это происходит лишь в рамках физической среды, в которой она присутствует. Но если вещь скрыта, если она существует в беспредельном, недоступном для нашего восприятия духовном мире, для нее не существует ограничений физической реальности.
Тело существует во внешнем мире. Оно обладает физическими свойствами и воспринимается механически, с помощью ограниченных во времени и в пространстве средств. «Нешама» (душа), личность, живет в скрытом мире; ее можно постичь лишь внутренним ощущением. Нет таких физических приборов, которые позволили бы установить прямой контакт с душой. Для этого есть другие средства — внутренняя восприимчивость, утонченная духовность, умение чувствовать беспредельное.
Весь мир состоит из этой двойственности: внутренней реальности, «души», и физического «тела». Внутренняя реальность движется, мотивирует, она — смысл. Тело — это средство выражения души; оно приносит ее в мир, раскрывает ее смысл. На глобальном уровне эта двойственность характеризует всю Вселенную: Б-жественное Присутствие — это скрытая, внутренняя энергия; физический мир — Его конкретное выражение.
В мире, не знающем Торы, физический аспект человеческой жизни глубоко изучается и исследуется. Внутренним аспектом либо пренебрегают, либо его отодвигают на задний план. Даже признавая наличие внутренней реальности, адепты материализма сводят ее к набору инстинктов, определяющих поведение «организма».
Когда духовные явления пытаются оценить по тем же параметрам, в том же пространстве, что и физическое тело, их загоняют в узкие рамки и получается искаженная картина.
Сфера, отличающая нас от животных, находится вне биологической плоскости. Это — сфера разума. Она предшествует механическому мышлению и деятельности мозга; ее невозможно измерить электродами и другими материальными устройствами. К ней надо искать доступ только с помощью нематериальных средств. Такие средства вырабатываются в процессе изучения Торы и практического применения ее законов.
Лицо как отражение внутреннего мира [↑]
И тем не менее, увидеть невидимое в другом человеке дано каждому из нас — достаточно лишь посмотреть ему в лицо. Лицо на святом языке называется «паним» (פנים) от слова «пним» (פנים) — «внутреннее». Эта особая часть тела человека выражает его внутренний мир. И, как сказал царь Шломо (Коэлет 8:1): «Мудрость человека просветляет лик его…»
В священных книгах содержится подробная информация о том, как, посмотрев на лицо человека, понять его суть. Этим объясняется запрет смотреть на лицо грешника (Мегила 28а): мы должны отдаляться от греха и от всего с ним связанного, а смотря на лицо грешника, мы невольно видим его грешную сущность.
Соответствие внешнего и внутреннего [↑]
Одним из важных элементов Мишкана (переносного Храма в пустыне) был Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета. Написано в Торе о нем: «И пусть сделают Ковчег из акации. И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его» (Шмот 25:10-11).
Из этой фразы следует, что у мудреца Торы внутренний мир должен соответствовать внешнему облику (на языке Талмуда это выражение — «тохо кеваро»). И если это правило не выполняется, перед нами, как говорится в Талмуде (трактат Йома, лист 72), — не мудрец Торы. И даже более того — перед нами человек, который пытается выдать себя за мудреца или знатока Торы, но все его знания — показные и поверхностные, а на самом деле, внутри, он — пустышка. У истинного мудреца духовное и материальное, внутреннее и внешнее — в постоянной гармонии.
Известно, что Рабан Шимон бен Гамлиэль не желал преподавать Тору таким «пустышкам». Написано в Талмуде (трактат Брахот, лист 28), что он поставил сторожа на входе в бейт мидраш (дом учения), который не позволял войти туда людям, которые думают одно, а делают другое, у кого внутреннее содержание не соответствует внешнему облику.
На самом деле, это метафора, и роль сторожа выполнял запрет рабана Гамлиэля. Именно этот запрет лишал лицемеров возможности просочиться внутрь, несмотря на то, что дверь в бейт мидраш не была заперта. Страх и оцепенение нападали на них, не позволяя переступить порог.
Маарша (комментатор Талмуда, Польша, XVI век) добавляет, что у истинного мудреца Торы внутри непременно должен быть трепет перед Вс-вышним. Если же внутри — пусто, то перед нами вовсе не мудрец, но — «растленный человек, пьющий несправедливость, как воду».
Но правило «тохо кеваро» совершенно не предполагает, что внутренний мир должен бросаться в глаза окружающим. Наоборот, человека Торы украшает скромность. И когда он сам знает, что у него внутреннее соответствует внешнему, и духовное находится в гармонии с материальным — этого вполне достаточно.
Интеллект, эмоции, действия [↑]
Сфера разума, интеллекта, составляет неотъемлемую часть внутреннего мира. Кроме интеллектуальной, есть еще и эмоциональная сфера: как мы ощущаем себя в разных ситуациях, как радуемся, как переживаем, как обретаем надежду, как восстанавливаемся, как понимаем других, как находим для них место в своем сердце.
Сказано: «Нехорошо быть человеку одному…» (Берешит 2, 18). Это значит, что стать человеком, полностью человеком, невозможно в одиночестве. Только совместная жизнь, взаимное притирание, совместная учеба, обучение взаимопониманию и уступчивости, практика самоконтроля, овладение навыком смотреть на ситуацию глазами другого человека и многое-многое другое — все это строит целостного человека. Тора говорит нам, что одному, без супружества, это сделать невозможно. Совершенствоваться и расти мы можем только во взаимодействии с другими людьми.
Есть и третья сфера — физическая деятельность. В нашем человеческом, физическом мире недостаточно благих желаний и намерений — надо все это довести до уровня действия, выполняя заповеди и совершая добрые поступки по отношению к другим людям.
Человек строит свой внутренний мир во всех трех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической — и сам, и через окружающих, и через все события, которые случаются с ним.
Выстроить мир [↑]
Тора обязывает каждого еврея выстроить свой внутренний мир. Без этой духовной работы невозможно жить полноценной еврейской жизнью. Там внутри, крепко и глубоко, должны храниться основы и принципы этой жизни, ее цели и средства, ее форма и содержание, чувства и ощущения, переживания и сочувствие, жалость и милосердие, страх и любовь.
Для того чтобы построить свой внутренний мир, надо обязательно выделить время, чтобы быть наедине с собой. И, хотя это не так просто, — можно постепенно приучить себя к минутам уединения. Тогда можно обдумать изученное, пережить услышанное, переварить прочитанное.
Только постепенно строя свой внутренний мир и получится жить полной еврейской, духовной жизнью, которая обогатит душу, принесет радость, гармонию и удовлетворение.
Вс-вышний ждет от нас, чтобы мы анализировали и старались постичь окружающий мир, чтобы мы смогли понять цели и смысл нашего существования. А еще Он ожидает, чтобы мы жили в соответствии со сделанными в результате размышлений выводами. Нам не следует принимать себя и наш мир как данность, которую нельзя изменить. Мы обязаны использовать заложенные в нас Творцом таланты на то, чтобы преобразовать себя и мир в соответствии с поставленными перед нами жизненными целями.
На практике преобразование мира означает, прежде всего, самосовершенствование каждого отдельного индивидуума, которое начинается с переориентации наших устремлений и желаний. Если наши желания противоречат целям, которые мы перед собой ставим, Вс-вышний ждет от нас, что мы используем дарованную нам свободу выбора, чтобы откорректировать или ограничить наши желания.
Когда человек необдуманно тратит заложенный в нем от рождения потенциал, в глазах Создателя он вообще — не личность. И не имеет значения, насколько он уникален, ибо Вс-вышний наполнил его внутренним содержанием, а сам он не приложил к этому усилий.
Наш внутренний мир соткан из тех мыслей, которые кажутся нам самыми важными. Если мы большую часть времени концентрируемся на размышлениях о благодарности, то и сами становимся более благодарными. Неиссякаемое чувство благодарности — залог счастливой жизни. Чем сильнее мы ощущаем доброту Создателя, чем глубже осознаем, что Он постоянно — рядом, тем богаче наш духовный мир, тем выше «качество» нашей жизни.
Мы можем оказать прямое воздействие на состояние нашей души и ума, размышляя о величии Творца и проникаясь чувством благодарности Ему за все хорошее, что происходит в нашей жизни: за каждую секунду, за каждый вдох и выдох, за то, что мы можем видеть, слышать, говорить, ходить.
Мы выстраиваем свой внутренний мир, давая себе правильные установки. У нас на сайте есть статья, в которой предлагается своеобразный психологический «тренинг», нацеленный на обогащение своего духовного мира.
Поступки и мысли влияют на внутренний мир [↑]
Говорит Рамхаль (Месилат Йешарим, часть 7), что внешние действия человека влияют на его внутренний мир, на его чувства и эмоции. Когда человек приучает себя реагировать внешне спокойно на различные ситуации, это постепенно оказывает влияние и на его внутренний мир, внешняя уравновешенность поможет ему оставаться и внутренне спокойным и невозмутимым.
Если человек будет постоянно задумываться о гневе, ему будет тяжело прийти к внутреннему спокойствию. Однако если он приучит себя всё принимать с радостью и желанием, он сможет приобрести истинное спокойствие.
В Пиркей Авот (2:9) рассказывается о том, что рабби Йоханан бен Закай спросил своих учеников, по какой дороге стоит человеку идти, чтобы это повлияло на все его действия. Каждый из учеников назвал своё. Рабби Элазар (один из учеников) сказал, что важнее всего приобрести «хорошее сердце». Объясняет рабейну Йона, что имеется в виду радостное и приветливое отношение ко всем. Говорит рабейну Йона, что таким образом человек говорит со всеми окружающими спокойно и отдаляется от гнева. Сказал Рабби Йоханан: «Слова Рабби Элазара (тот путь, который он предложил) — наилучшие из слов всех учеников».
Объединение внутренних миров [↑]
У каждого человека свой внутренний мир — уникальный и непохожий на внутренние миры других людей. На уровне интуиции все мы испытываем ощущения, которые «сообщают» нам, насколько внутренний мир другого человека близок нашему или, наоборот, — далек. На таких ощущениях и строятся отношения между людьми во всех сферах общения.
Наши Учителя всегда подчеркивали, что внутренний мир мужчины несколько отличается от внутреннего мира женщины. И в «утренних благословениях» мужчина благодарит Творца за то, что «Он не сделал его женщиной». А женщина говорит: «что сделал меня в соответствии с Волей Твоей».
Каждый человек — целый отдельный мир со своей историей, своими представлениями и со своими желаниями, стремлениями, переживаниями. Во многих сферах у супругов получается объединить свои внутренние миры. Происходит что-то вроде «наложения оболочек».
Супружеская гармония — это умение совместить два разных мира в новое измерение, не разрушая их. Это и есть процесс «строительства» любви между супругами, который занимает всю жизнь. Это всё более глубокое узнавание супруга, постижение всё более тонких моментов его характера.
Благодаря совместной работе, шаг за шагом люди начинают приближаться друг к другу, принимать друг друга, принимать и любить мир другого. Затем — учатся поддерживать и желать ему добра в «его» мире, очень отличном от нашего, помогать ему в его пути. В процессе такой колоссальной работы, которую можно проделать только в рамках семьи, и строится истинная сущность человека.